Каждое утро Людмилы Петровны Лиховой начинается со школьного порога. Она обязательно встречает андрюковских ребят, идущих в школу. Кого-то похвалит, кого-то пожурит. А затем с головой погружается в ворох различных управленческих дел. И так уже шесть лет.
Можно сказать, что школа для нашей героини – это её жизнь. Профессиональный выбор Людмилы Петровны был вполне осознанным — педагогический институт. В водовороте студенческой жизни она встретила свою любовь. Её избранником стал тоже будущий педагог Александр Лихов. После института супруги по распределению стали работать в псебайской школе № 4 (ныне гимназии). Они были молоды, полны энергии и творческого порыва.
Людмила Лихова хорошо помнит свои первые шаги в профессии. С детьми она легко нашла общий язык. Ученики сразу почувствовали требовательность педагога и в то же время доброжелательное отношение к ним. Однако не всё было так просто: долго не могла и Людмила Петровна привыкнуть к напряжённому ритму работы. Но со временем поняла главное: всё успеть и добиться высоких результатов можно, лишь не жалея себя, душевных сил и времени.
За 30 лет педагогической работы она трудилась учителем математики в школе № 4, заместителем директора по воспитательной работе, а затем и заместителем директора по учебной работе в школе № 6. И вот уже почти шесть лет руководит андрюковской школой.
— Когда меня назначили директором, сначала было много непонятного, — вспоминает Людмила Лихова. — Но потом работа так увлекла меня, что я и не заметила, как погрузилась в учебный процесс и в хозяйственные дела.
Так жизнь Людмилы Петровны несколько лет движется по одному и тому же кругу. Прекрасные организаторские способности, мудрость, трудолюбие и творчество помогают ей увлечь педагогический коллектив общим делом. Она не боится внедрять новые технологии. При этом старается, чтобы лучшие традиции школы обязательно сохранялись.
— Меня понимает и поддерживает коллектив, — говорит директор. — В основном это мои коллеги, с которыми я начинала работать. А сейчас у нас трудятся и мои бывшие ученики. Кстати, 70% преподавателей школы являются нашими выпускниками.
Стоит отметить, что учителя принимают активное участие в различных конкурсах педагогического мастерства и занимают призовые места. Не отстают от своих наставников и ученики, побеждая в предметных олимпиадах и в творческих конкурсах.
Да и сама Людмила Петровна не перестаёт учиться и перенимать опыт у коллег. Недавно она участвовала в краевом конкурсе «Директор школы Кубани». Помогла ей подготовиться к этому профессиональному соревнованию директор шедокской школы № 3 Ольга Скрипник, которая несколько лет назад тоже участвовала в нём. Она поделилась своими наработками и посоветовала, на какие моменты нужно обратить особое внимание. Людмила Петровна и сама ответственно и творчески подошла к каждому этапу. Писала эссе, выступала с презентацией о своих достижениях в управлении школой, показывала мастер-класс по проведению педагогического совета и т. д. В общем, успешно прошла все три тура, но в число призёров не попала. Надо сказать, что это ничуть не огорчило её, так как конкурс для Лиховой стал ещё одной возможностью узнать много новых идей, чтобы в дальнейшем использовать их в своей работе.
— А как вы ладите с родителями? – интересуюсь я.
— Иногда с детьми проще договориться, чем с родителями, — делится Людмила Петровна. — Они считают, что ребёнок всегда прав. Ведут себя так, потому что их сейчас везде учат: жалуйтесь, критикуйте, пишите. А хочется, чтобы родители не искали ошибки у педагогов, а помогали вместе выходить из возникших ситуаций.
— Помимо организации учебно-воспитательного процесса есть другие хлопоты? — задаю я вопрос.
— Конечно, нужно крышу в школе отремонтировать, заменить деревянные полы на керамогранитную плитку, в кабинетах постелить линолеум, — отвечает директор.
Обо всём этом Людмила Лихова рассказывает уверенно и по-деловому, зная, что и эти задачи она со временем решит.
— Остаются ли силы на семью? — спрашиваю я.
— Дети уже выросли и живут самостоятельно, а муж помогает мне во всём, — делится она. — Ему самому известно, как нелёгок труд педагога, а тем более директора школы. Сейчас он преподаёт ОБЖ и физкультуру в гимназии № 4. Поэтому каждый день у нас заканчивается обменом новостей и планов на будущее.
— Как 8 Марта обычно вас поздравляют?
— Учащиеся готовят для всех нас праздничный концерт, мужчины-коллеги по традиции угощают женщин тортом и дарят сувениры, а муж и дети поздравляют цветами и подарками.