Учитель с перебитыми руками

Дата:

Доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ рассуждает об уровне нынешнего образования в школе и о том, что ждёт россиян, если не изменится подход к обучению.

 

 

Никак не мог пройти мимо великолепной и своевременной статьи А. Бессарабовой, напечатанной в «Новой газете» 15 апреля нынешнего года под названием «Чего ждать от учителя с перебитыми руками?».

Педагоги, репетиторы и психологи обсуждают последствия школьных реформ. При подготовке к ГИА и ЕГЭ родители учеников активно спорят в социальных сетях о содержании школьных программ и уровне знаний выпускников.

Педагоги комментируют сезонный креатив чиновников Минобрнауки РФ: недавно глава ведомства Дмитрий Ливанов заявил, что в России вводится национальная система оценки качества образования (дабы учащиеся не нуждались в репетиторах), а глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил журналистам о формировании национальной системы учительского роста.

Дети ничего не пишут на форумах о реформах, экзаменах и борьбе взрослых за их знания. Потому что те, кто могут писать, от всего устали, а основная масса не хочет ни о чём думать.

«Есть ощущение тотального дисконнекта и нездоровья. Родители не выполняют своих функций. Школа не выполняет своих функций. Приходит репетитор, пытается что-то сделать — и терпит поражение… Дети не умеют связывать информацию, сравнивать, обобщать, применять известное для выяснения неизвестного. Минимальная трудность приводит их в нерабочее состояние…»

«В ближайшее время я прекращаю работу со школьниками, надоело сражаться с ветряными мельницами» — опубликовала в интернете московский преподаватель, автор проекта об изучении английского языка «How to Know How» Мария Ковина-Горелик.

Профессиональный переводчик, в течение последних четырёх лет она даёт частные уроки английского языка старшеклассникам и видит, как на ребят давят мамы, папы, педагоги. По её наблюдениям, учитель превращается в контролирующую персону, цель которой — результат, а не обучение и воспитание. Ученики так перегружены и напряжены, что не способны воспринимать речь взрослых.

— Наши разговоры о природной детской любознательности, поддержании в них интереса к наукам — миф. Ребёнок любознателен, когда он растёт в комфортном микроклимате, окружён вниманием и не подчинён огромному количеству правил, — полагает Ковина-Горелик. — Если он задёрган и переутомлён, бессмысленно размахивать перед его носом учебниками.

Мария — не единственная, кто считает, что «за 11 лет школа вытравливает внутри детей такие колеи», которые потом ничем не исправить.

По мнению вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, в стране падает уровень среднего образования и нужно менять подход к обучению, пора развивать не знания, а навыки, без которых у детей не формируется мышление, им недоступны причинно-следственные связи и анализ.

Из начальной школы убрали природоведение, с ним исчезли зачатки естественно-научного сознания. Изменили программы по истории — сейчас это дисциплина в картинках, с зубрёжкой и пересказом. Переписали программы по биологии — искромсали ботанику, зоологию, анатомию.

Дети не знают физику. У меня есть данные по техническим вузам: если раньше из первокурсников, поступивших в университеты, были способны получить высшее образование 40%, то нынче — 36%. У ребят нет ни пространственного мышления, ни понятийного. Они не обучаемы, усилиями педагогов получат дипломы… и пойдут продавать машины.

Гуманитариев среди вчерашних выпускников школ вообще нет. Президент России приказал вернуть в школы сочинение — вернули, и все в ужасе. Слова в предложениях не согласуются, склонение, спряжение — кошмар. Как учителя крутятся с этими сочинениями: делают универсальные заготовки, заучивают с детьми наизусть, объясняют, откуда что скачивать…

Педагоги вынуждены следовать правилам, работать по навязанным учебникам. За отступление от программ их наказывают — начиная с депремирования и вплоть до увольнения. Знаю случаи, когда выгоняли подвижников-завучей, смещали директоров.

Отдельные лицеи и гимназии, не очень подчинённые районным и региональным администрациям, имеют право работать по своим планам и проектам. Но это единичные школы, в Санкт-Петербурге их пять-шесть, в Москве несколько, в других крупных городах — по две-три. И, увы, они готовят ребят «на экспорт», в России останутся немногие.

Глобальные проблемы в системе среднего образования начинаются с 7-8-го класса, но накапливаются с начальной школы. Когда дети добираются до химии и алгебры, учителя хватаются за голову, списывают провалы на подростковый кризис. Да нет никакого кризиса, зато есть множество лишних, никому не нужных уроков. Зачем школам ежедневные ОБЖ, обществознание с шестого класса, три часа физкультуры в неделю при отсутствии спортивных залов? Детям дают информацию о спорте в теории. Программы нерациональны. Учеников перегружают, не загружая их мозг.

Всемирный банк проводил специальный опрос, выявивший ключевую проблему российских подростков, молодёжи — нехватку навыка решения сложных вопросов. Они не умеют справляться с трудностями. Мы в своих исследованиях сталкивались с тем, что школьники не способны искать информацию, работать с ней, осмыслять, квалифицировать, критически оценивать. Они не учатся адекватно читать — не просто видеть буквы, слова, а воспринимать их, находить в тексте главное. Не умеют формулировать и высказывать собственное мнение.

Здесь нет одной причины. Нельзя обвинять в ситуации исключительно учителей, или программы, или учебники. Образование — комплексный процесс, изъяны могут быть на разных уровнях системы. Нужно их устранять, потому что дети, вузы, работодатели впустую тратят время и ресурсы. Человек в зрелом возрасте не может добрать то, чего не получил в юности. И предприятия впоследствии будут нести расходы на переобучение необученных.

Вот что говорит сельский учитель русского языка и литературы с 18-летним стажем из забайкальского края Виктория Иванова:

— Преподавание в школах отсутствует. Его заменила техническая подготовка к ГИА и ЕГЭ. Дети научились сдавать тесты, но перестали читать, писать и говорить. Министерские стандарты второго поколения, системно-действенный подход на практике — это незнание и неумение детей складывать, умножать, рассуждать.

Доигрались с реформированием. Дети разучились думать. Я помню, какими ученики приходили в 5-й класс 7-10 лет назад, и поражаюсь, какими издёрганными приходят теперь. И они, и их родители.

Нам навязали бредовые учебники. На русский язык в старших классах даётся час в неделю, на литературу: Гоголя, Достоевского, Толстого — три часа. А на воспитание вообще нет времени. Педагогу отведена роль статиста, он не учит, а делает какие-то замеры.

«Будущее — в руках школьного учителя» (Виктор Гюго). А чего наша страна ждёт от учителя с перебитыми руками?

Как профессор-филолог я столкнулся с абсурдной, нелепой и вредоносной «образованщиной» в университете ещё 7-10 лет назад. Высшее и среднее образование тесно взаимосвязаны. Вузы страдают теми же проблемами, что и общеобразовательная школа: формализмом, оторванностью от жизни, начётничеством, отсутствием базовых системных знаний и навыков.

В России бездумно перечёркнута успешная классическая система национального образования, до пресловутых «реформ» служившая образцом для подражания на Западе. После принятия неприемлемой для нас Болонской системы всё опрокинулось в тартарары…

Если не откажемся от оглупляющей тестовой системы, не возродим гуманистические образовательные традиции русской национальной школы и не вернёмся к старой, но неизменно жизненно необходимой методологии образования, Россию ждёт огромная беда. Мы потеряем юное поколение, а вместе с ним и Отечество!..

 

Владимир Юдин, г. Тверь.

 

Уважаемые читатели, а что вы думаете о нынешней системе образования? Поделитесь с нами своими мыслями. Будем очень рады услышать ваше мнение. Присылайте письма на эл. почту :agrmost@rambler.ru

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Поделиться сообщением:

Подписаться

Популярное

Больше похоже на это

Новый школьный автобус получил Мостовский район.

Новый школьный автобус получил Мостовский район. Ключи от транспорта вручили...

Сотрудники Госавтоинспекции Мостовского района провели урок безопасности

Сотрудники Госавтоинспекции Мостовского района провели урок безопасности для школьников...

Фонд «Защитники Отечества» — помощь и участие

Социальный координатор госфонда «Защитники Отечества» в Мостовском районе Ирина...

С 1 января 2025 года почти в 1,5 раза хотят повысить штрафы за ряд нарушений ПДД

Изменения рассмотрят на заседании Госдумы. Вот некоторые возможные новшества:...