Как проживают золотой возраст бабушки из фольклорного коллектива Маргариты Порываевой, узнала наш корреспондент.
Соединила «Надежда»
1 октября — День пожилого человека. Для кого-то это, возможно, грустный праздник, но только не для Маргариты Порываевой и участниц её фольклорного коллектива. Несмотря на почтенный возраст, они активно живут и радуются каждому новому дню.
Раньше все эти женщины пели в хоре «Надежда», который более 30 лет назад организовал при ДК посёлка Псебай-1 Геннадий Панчёхин. Затем его сменила Лариса Винс. Спустя несколько лет она передала бразды правления хором Виктору Титову и Жанне Ващенко. Фольклорный коллектив быстро завоевал любовь своих земляков. Без этих талантливых артистов не обходился ни один местный праздник. Их стали приглашать и на районные торжества.
В основном хор состоял из пенсионеров. Со временем одни заболели, другие ушли из жизни. На подмогу бабушкам пришли старшеклассники. Они подпевали им, но, окончив школу, уехали из посёлка. Коллектив начал распадаться и вдобавок ко всему остался без руководителя.
Тогда самые стойкие участницы попросили Маргариту Порываеву, которая пела вместе с ними, возглавить хор, и она согласилась. Достала из футляра баян и заиграла. Этот инструмент она освоила ещё в педучилище. Когда жила на Урале, руководила школьным и совхозным хорами, поэтому опыта в этом деле у неё было достаточно. А желания и тяги к творчеству Маргарите Николаевне не занимать. В газете «Предгорье» мы не раз писали о ней. Народная умелица рисует, шьёт, вышивает, пишет стихи и музыку. Ёщё она устроила у себя в летней кухне маленький музей. Кстати, именно в этом музее певец Макс Корж снял один из эпизодов своего нового клипа. Сама Маргарита Порываева тоже участвовала в съёмках.
Нина Брикалова пришла в хор «Надежда» одной из первых. С малых лет она подпевала своим родителям. Да и муж Виктор Дмитриевич тоже оказался знатным певцом. Вместе они выступали в местном хоре. Со временем с ними стала петь и их дочь Ольга. Сейчас целыми днями Нина Игнатьевна хлопочет по хозяйству, не привыкла она сидеть на лавочке, а, управившись с делами, спешит на репетицию.
Любовь Уразовская всю жизнь поёт. В «Леле» она была одной из солисток. Когда состав поменяли на более молодых участниц, Любови Алексеевне пришлось уйти. Как-то в гостях у своих приятелей она познакомилась с Виктором Титовым, который услышал, как красиво она поёт, и пригласил её в хор «Надежда». Долго выступать с ними ей не удалось — добираться было сложно. Но, когда дочь купила квартиру в Псебае-1, то переехала к ней и снова пришла в хор.
Серафима Саламатова с «Надеждой» не расстаётся с 1990 года. Песня заряжает её оптимизмом. Раньше она работала учителем начальных классов, вела хор. Потом трудилась в детсадах, несколько лет делала сувениры к Олимпиаде в псебайском лесокомбинате. После сокращения перешла на фирму «Юг». Из-за вредного производства голос стал садиться, но позиций своих женщина не сдаёт. По-прежнему поёт первым голосом. «Надежда» для неё как отдушина.
Надежду Кислицину считают в коллективе незаменимой бубнисткой, мастером игры на ложках и трещётках. Когда погиб её сын, женщина не находила себе места. Подруга привела её на репетицию. Постепенно Надежда влилась в коллектив и начала петь. Года три назад её внучке на день рождения подарили синтезатор. Девочка месяц поиграла и забросила его. Надежда попробовала сама на нём играть, выучила ноты и теперь подыгрывает коллективу.
Татьяна Баутина начала петь ещё в техникуме в Туркмении. Когда судьба закинула её в Мостовской, устроилась в узел связи и записалась в хор ДК. Потом жила в Ставрополе и там участвовала в художественной самодеятельности. В Псебай-1 она переехала к детям. Попав в автомобильную аварию, перенесла операцию. Теперь ей тяжело петь, но расставаться с «Надеждой» женщина не собирается, ведь там её любят и ценят.
Тамара Каранфил с художественной самодеятельностью дружит со школы. Когда жила в Омской области, была запевалой в большом хоре в Доме культуры. В 18 лет девушка потеряла голос и не могла говорить. Только через три года к ней вернулся голос. Переехав к дочери в Шедок, трудилась на фирме «Юг» и шедокской дробилке. В «Надежду» её привела подруга. Тамара Каранфил рада, что попала в большую и дружную семью.
Мечтают о сцене
Все участницы коллектива благодарят Маргариту Порываеву за то, что она своей неиссякаемой энергией не даёт покоя ни себе, ни им, и просят не обижаться на размолвки.
— Из-за чего же у вас возникают споры? – спрашиваю её.
— Например, когда я им предложила помимо первых и вторых голосов ещё третьими и четвёртыми петь, они долго упирались, — отвечает Маргарита Николаевна. – Но всё же мне удалось убедить их, что звучать мы должны грамотно и красиво. Бывает, иногда спорим из-за репертуара, но потом всё равно девчата соглашаются со мной.
Обиды в коллективе никто не таит, но грустно женщинам, что в последнее время их почти не приглашают на праздники. В этом году они пели только на выборах. Даже на День пожилого человека их не зовут выступать. И в мостовском стардоме уже не ждут с концертной программой. Может, потому, что фольклорный коллектив уже второй год не репетирует в ДК и о них просто забыли. Дело в том, что Маргарита Порываева ушла на заслуженный отдых и теперь участницы собираются у неё дома или у Надежды Кислициной. Они усердно разучивают песни и очень хотят делиться своим творчеством с другими. Благо им всегда рады в местном санатории.
— Отдыхающие довольны нашими концертами, — рассказывает Маргарита Николаевна. — Даже молодёжь пляшет, подпевает, фотографируется с нами, снимает выступления на телефон. Нас там как-то объявили «Псебайские бабушки», а мы ведь уже прабабушки.
Участницы коллектива не хотят расставаться с привычным для них названием «Надежда». Ведь именно этот хор земляки помнят и любят. К тому же в сердцах женщин теплится надежда, что когда-нибудь вновь смогут радовать зрителей своими выступлениями. А они готовы выйти на сцену в любую минуту. В их репертуаре есть песни исторические, авторские, шуточные, свадебные, из кинофильмов. Поют артистки и произведения Маргариты Порываевой.
— А костюмы у вас откуда?
— Их сшили на заказ лет 20 назад, — говорят женщины. — Если бы чаще выступали, то задумались бы над новыми, а так зачем? Сколько мы ещё в них пропоём?
— Девочки, нельзя вешать нос! — перебивает их Маргарита Николаевна. — Надо ставить цель и идти к ней во что бы то ни стало! Пусть годы, как ласточки, летят, зависит возраст женщины от духа. Быть можно молодою в 50, а можно жить и в 20 как старуха.