16 марта исполнилось ровно два года с момента воссоединения Крыма с Россией. В этот день в 2014 году в Крыму и Севастополе состоялся исторический референдум, который определил дальнейшую судьбу полуострова.
Тогда 96,77% крымчан и 95,6% жителей Севастополя, принявших участие в голосовании, высказались за воссоединение с Россией.
Я впервые побывала в Севастополе сразу после референдума. Делегацию главных редакторов Кубани отправили для обмена опытом с газетчиками. Нужно было рассказать им, как взаимодействовать с властью, зарабатывать на рекламе, чтобы сохранить местные издания. Прошло много встреч и общений и с журналистами, и с простыми жителями. По всему было видно, что у жителей города настроение радостное и приподнятое. Никогда, как они признавались, севастопольцы не воспринимали себя частью Украины.Люди находились в ожидании лучшего времени. Хотя проблем было достаточно.
На ум тогда пришла фраза: «Есть у революции начало, нет у революции конца». Это сейчас уже стало понятно: Крым не смог бы без России не то что развиваться, он жить без неё не смог бы.
Крымчане принимали решение о воссоединении полуострова с Россией осознанно. Жители верили, что ситуация в социальном, экономическом и в правовом плане будет значительно лучше, нежели на Украине.
Конечно, они столкнулись с целым рядом житейских проблем, которые неминуемо должны были возникнуть при переходе из одного государства в другое: перерегистрация собственности, замена паспортов, переход на рубли и перестройка всей системы управления. Всё это усугублялось тем, что Украина, как могла, вредила и России вообще, и крымчанам в частности, которых она до сих пор обвиняет в предательстве.
Парадоксально, но ускоренной интеграции Крыма в российское пространство помогли различные блокады. Из-за продовольственной блокировки, устроенной активистами меджлиса и радикалами запрещённого в России «Правого сектора», полуостров сосредоточился на выпуске собственной продукции плюс наладил поставки из российских регионов. За минувшие два года удалось отчасти модернизировать крымское здравоохранение. Отремонтировано и переоборудовано около 20 больниц. Начали в Крыму строить и детские сады. Школы и вузы ещё с сентября 2014-го перевели на российские стандарты образования. Преподаватели прошли переподготовку, были завезены новые учебники и внеклассная литература.
Энергоблокада, ударившая по жителям Крыма в канун Нового года, подстегнула российских энергетиков: энергомостом и восстановлением крымских ЛЭП занялись в ускоренном режиме.
Большинство крымчан и севастопольцев понимают, что серьёзные и кардинальные улучшения не могут пройти в одночасье. Многие их готовы ждать три-пять лет. За это время как раз должен заработать Керченский мост, который радикально изменит ситуацию с сообщением с Крымом и вообще оживит восточную часть полуострова.
Со времени воссоединения полуострова и России вместе пришлось пережить многое: мировой прессинг, санкции, продовольственную и энергетическую блокаду Крыма. Несмотря на это, в декабре 2015-го, согласно опросу ВЦИОМ, свой выбор подтвердили 93 процента крымчан.
Минувшие два года стали хорошим экзаменом и для местных властей полуострова. Чиновники, привыкшие работать по «украинским лекалам», начали сходить с дистанции, то попавшись на взятках и откатах, то из-за халатности или некомпетентности. 2015 год в Крыму в этом смысле можно назвать годом структурных преобразований и скандалов. Некоторые из них, как, например, в Севастополе, не затихли по сию пору, что, конечно, изрядно нервирует жителей полуострова. Но их греет надежда, что в результате этого «сита» у руля останутся те, кто действительно хочет и умеет что-то делать. Так что в 2016 год крымчане вошли с лозунгом «Мы ждём перемен!».
Дата воссоединения Крыма с Россией для жителей полуострова — праздник. День 18 марта, когда был подписан межгосударственный договор о включении Крыма и Севастополя в состав РФ, здесь объявлен выходным. В городах и районах Крыма пройдут шествия митинги, всевозможные акции и концертные мероприятия. Широко будут отмечать дату воссоединения и в России.
Крым наш!