Как барон Торнау стал первопроходцем Мостовского района

В истории Мостовского района многие выдающиеся люди XIX века оставили заметный след. Среди них русский полководец Александр Суворов, генерал Засс, князь Сергей Романов, а также легендарный военный разведчик Фёдор Торнау.

Секретное задание

 

В молодости Фёдор Торнау, получив прекрасное образование, постоянно совершенствовал свои навыки и знания. От природы он был талантливым, незаурядным и очень работоспособным человеком. Быстро впитывал и запоминал различную информацию, повышая свой интеллект и эрудицию. В царской армии Фёдор начал службу прапорщиком, затем стал армейским поручиком в генеральном штабе. Завершил свою карьеру в высоком воинском чине — генерал-лейтенантом. Здесь необходимо сказать, что все повышения по воинской службе достались ему за особые отличия. А это являлось большой редкостью в русской армии. Он был находчивым и храбрым офицером. Ему были присущи трезвость взглядов, природная наблюдательность и нестандартное мышление. Эти качества 25-летнего штабс-капитана сыграли свою роль, когда командование Отдельного Кавказского корпуса подбирало кандидатуру разведчика для выполнения секретнейших заданий. Ему предписывалось собрать сведения о прибрежной полосе всего Черноморского побережья, от Абхазии до Геленджика. А также он получил зада- ние обследовать территорию, прилегающую к Главному Кавказскому хребту, с севера в центр Черкесии.

В 1835 году, во время этой операции, ему дважды пришлось покорить высокогорные перевалы Главного Кавказского хребта. 

 

Факт

Во время одного из походов Фёдор Торнау попал в плен, а когда беглые кабардинцы запросили за него выкуп, тот категорически отказался вести переговоры о своём освобождении

 

 

 

Нелёгкий путь

 

Сначала барон Торнау тайно проник с Абхазии на территорию нынешней Карачаево-Черкесской Республики, предположительно пройдя перевал Конгур (2900 м над уровнем моря). Затем молодой разведчик скрытно прошёл в бассейн реки Малая Лаба, в Шегиреевское ущелье (район посёлка Псебай). Оттуда и начал свой нелёгкий обратный путь. Для осуществления своих замыслов Торнау склонил на свою сторону местного абазинского (шегиреевского князя Карамурзина, который согласился провести его в костюме горца на Красную Поляну. Начал своё путешествие барон из Псебая, прошёл через станицу Баговскую, побывал на Чёртовых Воротах, обследовал хребет Скирда. Далее опустился в ущелье реки Уруштен, пересёк перевал Псеашхо и вышел к Бзепскому карнизу. Он был первым из российских подданных, кто в неспокойное время (шла Кавказская война) прошёл по труднодоступным хребтам и горным ущельям Мостовского района. В этом походе Торнау прослыл не только отличным топографом и составил подробные карты горной местности, но и литератором. Он записывал обычаи и легенды горских народов, в частности, о легендарном Прометее, Дашкале, изучал черкесскую топонимику природных объектов, подробно описал ущелья и горы, которые видел. Особенно мастерски он подобрал слова для изображения наших мостовских гор, хребтов и перевалов от Главного Кавказского хребта до берега Чёрного моря.

Фёдора Торнау интересовали обычаи, уклад жизни абазинских и черкесских племён, населявших отдельные территории нашего района. Его записи позволили генеральному штабу русской армии правильно выстроить стратегию ведения боевых действий в Кавказской войне. Довольно точно, замечая отдельные детали, описал он дорогу через Главный Кавказский хребет со стороны Шегиреевского ущелья. Эти путевые заметки сыграли решающую роль в мае 1864 года, когда отряд генерала Граббе в составе шести батальонов пехоты и двух сотен казаков совершил свой победный марш-бросок из Псебая на Красную Поляну. Русские солдаты успешно преодолели снежные горы, перевал Псеашхо и Бзепский карниз. Этот военный поход привёл к полной капитуляции гарнизона в Кбадде и окончанию столетней русско-турецкой войны.

Заслуги и память

Со свойственной ему скрупулёзностью Торнау отнёсся к поставленной командованием задаче. Его поход по Кавказу, можно сказать, стал своеобразным научным трудом, которым до сих пор пользуются известные учёные и путешественники, сотрудники Кавказского биосферного заповедника. А его книга «Воспоминания кавказского офицера» полезна не только для учителей истории, географии, но и для всех, кто интересуется историей нашей малой родины.

Заслуги барона Торнау помнят и чтят в Мостовском районе. Его имя носят многие географические объекты на территории Западного Кавказа.

К 200-летию со дня рождения Фёдора Фёдоровича его имя присвоили большому озеру (площадью 40 тысяч кв.м), расположенному на южных склонах горы Большой Бамбак Сочинские альпинисты назвали в честь этого выдающегося разведчика один из пиков (2922 м) на северных склонах хребта Аишха. В истоках реки Большая Лаба, в Карачаево-Черкесии, в горном массиве Аманауз, туристы дали высокогорному перевалу (3300 м) имя Торнау. Спелеологи сочинского отделения Русского географического общества в одной из экспедиций на плато Малый Бамбак открыли новую пещеру и назвали её именем барона Фёдора Торнау.

Сведения, собранные путешественником, в том числе о территории Мостовского района, способствовали быстрейшему и победоносному окончанию столетней Кавказской войны. В своих литературных трудах он чудесным образом описал не только девственную красоту нашей природы, но и рассказал о людях, живших в этой местности. Потому нельзя предавать забвению имя настоящего патриота России  — Фёдора Фёдоровича Торнау, который много сделал для становления нашей малой родины — Мостовского района.

 

 

 

 

 

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.