Ответ на этот вопрос попытался найти наш корреспондент, проанализировав жизнь мостовчан в последние пятнадцать лет.
В последние годы регулярно говорится о намерении государства повысить пенсионный возраст для жителей страны. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: со следующего года постепенно, на шесть месяцев в год, начнёт повышаться возраст достижения пенсии для госслужащих. В итоге он достигнет 63 лет у женщин вместо 55 и 65 лет у мужчин вместо 60. Приостановлена также индексация пенсии работающим пенсионерам.
Эти меры правительство объясняет тем, что продолжительность жизни россиян заметно увеличилась, превысила в 2016 году семьдесят лет и даже достигла 72 лет, чего не было в самые лучшие годы СССР. Кроме того, у Пенсионного фонда РФ и правительства, как резонансно заявил премьер-министр Медведев на встрече с жителями Крыма, «просто нет денег». По всем этим причинам была заморожена накопительная часть пенсий в 2015-2016 годах.Другими словами, пенсионная реформа, начатая несколько лет назад, столкнулась с большими трудностями, среди которых – продолжающееся старение населения (как за счёт увеличения продолжительности жизни, так и за счёт сокращения рождаемости в период с 1990 года до нашего времени).
Конечно, то, что средняя продолжительность жизни в России достигла 72 лет, совсем не означает, что средний возраст умерших в нынешнем или прошлом году должен равняться этому числу хотя бы приблизительно. 72 года – это ожидаемая продолжительность жизни тех, кто родился в текущем году, а нынешние взрослые и пожилые умирают гораздо раньше. То есть это два различных понятия. В Мостовском районе, несмотря на благоприятный климат и хорошее экологическое состояние окружающей среды, очень многие просто не доживают до пенсионного возраста. Причин для этого много, и основные — невысокий уровень жизни, доходов, а также алкоголизм, употребление пищевых продуктов низкого качества. И пусть сколько угодно возмущаются производители, но по сравнению с СССР масло нельзя назвать маслом, хлеб — хлебом, арбуз – арбузом, а водку — водкой. Погоня за дополнительной прибылью в условиях сплошных откатов тем или иным организациям и персонам привела к заметной потере качества во всём. До уровня Китая, конечно, не опустились, но ничего хорошего из большей части продуктов рыночной экономики пока не вышло. Вкуснее – да. Но и вреднее.
В связи с возможным повышением пенсионного возраста в стране было бы интересно выяснить, какой процент наших современников и земляков вообще доживает до заслуженной или не очень пенсии. Оценить эти показатели, а также средний возраст умерших (но не среднюю продолжительность жизни!) мы попробуем не прямыми методами (таких возможностей, к сожалению, нет), а косвенными, основываясь на тех немногих цифрах, которые имеются у нас в распоряжении. Итоговые результаты, естественно, нельзя будет брать за истину в последней инстанции, но основные тенденции они отразить должны.
Поскольку нас интересует главный вопрос – много ли доживает работающих мостовчан до пенсии по старости, в таблицу включены общее количество умерших за конкретный год и количество умерших в соответствующем году мужчин и женщин работоспособного возраста, не доживших до пенсии (не учтена возрастная группа до 18 лет, потому что для неё вопрос пенсии и достижения пенсионного возраста совершенно не актуален – сначала надо наработать трудовой стаж). «Оценка» в графе «Количество населения в районе» означает, что точных данных по этому году нет, а цифра определена методом интерполяции, то есть нахождения промежуточного значения по имеющимся данным за какие-то годы до нужного и после него.
Как видим, из работоспособного населения Мостовского района 20% умерших, то есть каждый пятый, в последние два года до пенсионного возраста не доживал. В предыдущие годы показатель смертности этой категории населения был ещё выше и в 2005 году достигал 26%, то есть каждый четвёртый умирал, так и не дождавшись выхода на заслуженный отдых (при условии, если бы выходил на пенсию сразу по достижении пенсионного возраста).
А сколько же сейчас лет живут люди в Мостовском районе? Поскольку у нас не было цифр распределения смертности населения по количеству прожитых лет, по которым можно было посчитать средний возраст умерших, пришлось идти окольными путями и пытаться выяснить эту величину хотя бы приблизительно, поделив население района в конкретном году на число умерших в этом же году. Другими словами, если в 2015 году умер каждый 67-й житель района, то тогда мостовчане жили в среднем 67 лет. Это не совсем точная цифра, но тенденции в любом случае отразить была должна. И действительно, как видно из таблицы, средний возраст умерших однозначно реагирует на ситуацию в стране: в 2010 году, во время мирового кризиса, который на России отразился сильнее всего, этот возраст понизился до 56 лет. Улучшение жизни в предолимпийские годы дало взлёт в 2014 году до 69 лет, а санкции и снижение уровня жизни, возросшая безработица сразу отразились на людях, понизив уже в 2015 году средний возраст умерших на два года.
В любом случае, люди в стране стали жить дольше, и это факт, подтверждаемый статистикой всех уровней. Так, например, средняя продолжительность оставшейся жизни при достижении пенсионного возраста (период дожития) в последние два года достигала 15 лет у мужчин (то есть до 75 лет) и 24 – у женщин (до 79 лет).
Опираясь на подобные цифры, высокопоставленные чиновники в Москве ратуют за повышение пенсионного возраста. Однако они не учитывают, что увеличение его, например, на восемь лет для женщин и на пять для мужчин может существенно изменить общую картину. Поскольку трудно предположить, что будет через пять или десять лет со смертностью вообще и в Мостовском районе в частности. Попробуем прикинуть, каким было бы положение дел, если бы люди выходили на пенсию (соответственно мужчины и женщины) в 65 и 63 года. Для наглядности достаточно взять 2015 год – наиболее близкий к сегодняшнему дню. Так вот, получилось бы, что тридцать процентов (!!!) работоспособного населения просто не успели бы оформить пенсию, умерев раньше! Цифра, как говорится, за гранью, и комментарии тут излишни.
Подготовил Арсений Южный.
Автор благодарит начальника загса Мостовского района Ирину Пожигайло за помощь в написании статьи.
Мнение специалиста:
Нина Морозова, исполняющая обязанности начальника Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе:
— Думаю, что веских социальных причин для увеличения пенсионного возраста жителям страны сейчас нет. Несмотря на то, что в 2017 году пенсионная планка для госслужащих начнёт плавно повышаться, в руководстве нашей страны, насколько можно судить, с осторожностью относятся к инициативам Минфина и отдельных топ-менеджеров, ратующих за повышение пенсионного возраста обычным категориям граждан. В 2017 году, а скорее всего, и в последующие годы этого увеличения не произойдёт.