Солнцестояние – один из двух дней в году, когда высота солнца над горизонтом в полдень минимальна или максимальна. В году два солнцестояния – зимнее и летнее.
В северном полушарии зимнее солнцестояние приходится на 21 или 22 декабря, и тогда наблюдается самый короткий день и самая длинная ночь. В этот день Солнце будет ниже всего над горизонтом, а севернее широты 66 с хвостиком градусов и вовсе окажется полностью или частично под горизонтом. Это начало астрономической зимы, хотя по логике событий это её середина – просто астрономы в силу привычки так условились, чтобы быть ближе и к календарной, и к фенологической зиме.
Да, именно продолжительность сияния и высота Солнца над горизонтом влияют на смену сезонов. Меньше света и он слабее – в конкретной местности холодает. Больше – становится теплее. Из-за тепловой инерции океанов и немного – атмосферы самый холодный период смещается на полтора месяца позже по отношению ко дню зимнего солнцестояния.
Первопричина же изменения положения Солнца над горизонтом – наклон земной оси (прямая, проходящая через полюсы Земли, вокруг которой земной шар делает оборот за сутки) к плоскости её орбиты (поверхность, на которой Земля как бы чертит почти круговую линию вокруг Солнца). Сейчас он составляет примерно 23,5 градуса. Причём этот наклон может меняться на несколько градусов на протяжении периода в десятки тысяч лет.
А что было бы в день зимнего солнцестояния, если бы он стал, к примеру, равен 45 градусам? Это половина прямого угла.
Для городов, находящихся на 45-й параллели, а это, к примеру, Краснодар, Армавир, Ставрополь, в день зимнего солнцестояния Солнце в минуты, близкие к полудню, ползло бы по линии горизонта на юге. До и после были бы сумерки продолжительностью около часа, а всё остальное время – темнота. То есть условия для прогрева земной поверхности примерно соответствовали бы широте, где сейчас проходит северный полярный круг. Арктика начиналась бы от Краснодара! Раздолье для белых медведей, но только на полгода. Потому что в июне в полдень Солнце бы стояло в зените, то есть по Армавиру, Краснодару и Ставрополю располагалась бы ещё и граница тропиков, а севернее длился бы беззакатный день. Тропики непосредственно примыкали бы к полярной зоне, а это значит, что зоны умеренного климата с мягкими летом и зимой просто нет! Климат Кубани стал бы резко континентальным: летом жара до +60, зимой морозы до -40 с дикими штормами весной и осенью. Каждые полгода нас в прямом смысле слова бросало бы из жары в холод и обратно. Это вам не +25 летом и ноль зимой!
Утешает одно: в ближайшие полтора миллиарда лет такое возможно только в воображении человека.
Арсений Южный.