5 августа — День железнодорожника. Семья Макаренко представляет собой крупнейшую в Мостовском районе и, возможно, даже в Краснодарском крае династию железнодорожников: в разные годы на железных дорогах Кубани в этой семье трудились девять человек.
И это, по-видимому, не предел, потому что младшая сестра начальника Шедокской железнодорожной станции Инны Казмирук, Анастасия, учится в Ростовском государственном университете путей сообщения и тоже будет железнодорожником.
А началось всё более полувека назад, если точнее, в 1964 году, когда Николай Макаренко привёз в родное село жену Лидию. Работали до этого они в Сибири, строили металлургический завод. А когда стройка завершилась, решили переехать в места потеплее, а точнее, к мужу на родину.
К тому времени в Шедке активно эксплуатировалась железная дорога. Туда и позвали Лидию Макаренко через год после приезда поработать приёмосдатчиком. Она, можно сказать, и стала родоначальником шедокской династии железнодорожников. Пошёл учиться по этому профилю и муж. В 1969 году он тоже устроился на работу составителем поездов. И пошло-поехало. Супруг поднимался по служебной лестнице – стал дежурным по станции, а в 1976 году – начальником. В этой должности Николай работал пять лет.
У четы Макаренко в это время подрастали два сына и дочь. Видимо, пример родителей стал настолько заразительным, что по их стопам пошло всё второе поколение. Старший сын Юрий, отучившись в Минводах в железнодорожном училище, с 1985 года по 1996 год трудился на станции составителем поездов. Средний сын Валерий в железнодорожники подавался дважды. Первый приход состоялся с 1991 по 1997 год (в том году были массовые сокращения при реорганизации Российских железных дорог. Под изменения попал и Валерий). А вернулся он на шедокскую станцию в 2007 году. Здесь и работает до сих пор составителем поездов.
Дочь Светлана по примеру родителей и братьев тоже решила связать свою жизнь с железной дорогой, поступив в техникум по этому профилю в Батайске. Однако работать она стала не в Шедке. Начала свой трудовой путь стрелочницей в Адлере, была дежурной по станции, затем начальником станции в Хосте, а в 2017 году вернулась в Адлер, где и сейчас работает дежурной по станции. Её муж Валерий Стойков, как читатель уже может догадаться, тоже железнодорожник с 30-летним стажем работы.
Последовала семейным традициям в 1987 году и жена Юрия Макаренко Елена. Она тоже (с перерывом на два года в конце девяностых) работала в Шедке на разных должностях, а последние 17 лет – дежурной по станции. Из-за небольшого роста с ней иногда происходили забавные истории. Так, когда её командировали на Олимпиаду, машинист в Адлере случайно или намеренно чуть протянул состав и остановил его дальше обычного по насыпи, из-за чего ступеньки рабочего вагона оказались на уровне лица Елены – запрыгивай как хочешь. Затаскивали наверх Елену всем миром – кто как мог: и сверху тянули, и снизу подсаживали. Удалось. Но машинист после этого так больше не шутил.
В другой раз забралась Елена на состав с сахаром проверять верхние люки – плотно закрыты или нет. Была зима, шёл мокрый снег, вагоны обледенели, и Елена с трудом добралась до противоположного края состава. Только собралась спускаться по ступенькам-скобкам с вагона, а их и нет! Ни на этом вагоне, ни на соседних. Обратно по крышам вагонов она ползла уже еле-еле. Позвала на помощь мужчин, работавших на станции. Они и помогли вернуться на землю. После этого зареклась проверять верхние люки.
Примечательно, что и третье поколение железнодорожников в этой династии представлено семейной четой. Инна Казмирук, дочь Валерия Макаренко, с 2010 года после окончания Тихорецкого железнодорожного техникума также трудится на шедокской станции. Инна прошла практически все этапы профессионального роста: приёмосдатчик, дежурный по станции и вот уже год с небольшим как начальник станции. Здесь же четыре года составителем поездов работает и её муж Андрей.
По случаю профессионального праздника редакция поздравляет шедокскую династию железнодорожников, желает им счастья, достатка, благополучия. Верим, что когда-нибудь услышим и о четвёртом поколении железнодорожников в этой семье.
Андрей Логинов.