История Валерии и её галереи, которая так и называется «Кладовая времени», проста и уникальна одновременно. Всю жизнь любившая рукодельничать Лера пришла к тому, что хочет не просто создавать уникальные вещи, а делиться с людьми доброй энергией. Ведь, как считает хозяйка галереи, изделие ручной работы, не приносящее другим эстетического наслаждения, обречено на забвение. Любая вещь приобретает ценность только тогда, когда она вызывает эмоции
С первых минут пребывания на подворье Валерии становится понятно, что это необычное место.
Крыльцо украшает имитация самодельных часов с кукушкой, сделанных из старого скворечника.
А стоит распахнуть двери, сразу переносишься на 30, 40, 50 лет назад.
Валерия переехала с семьёй из Ростова-на-Дону. Всю свою сознательную жизнь она увлекается декоративно-прикладным искусством и постоянно учится чему-то новому — проходит онлайн-курсы, проводит мастер-классы, организовывает фестивали, где собираются рукодельницы и обмениваются навыками и знаниями.
— Когда мы только переехали в Мостовский район, у нас был маленький старенький саманный домик, — рассказывает Валерия.
— Но мы были рады ему, потому что наконец-то вырвались из города. Пару лет почти каждые выходные ездили из Ростова в Бурный. Когда старший сын, которому сейчас 15 лет, пошёл в первый класс, поняли что нужно переезжать окончательно.
Пока муж занимался стройкой, Валерия в свободное время осваивала новые техники. Ей было интересно всё: игрушки из ваты, народная кукла, мыловарение, реставрация, декорирование мебели и предметов обихода и многое другое. Женщине всегда грустно проходить мимо вещей, которые хозяева приготовили на выброс. Она забирает их себе и даёт вторую жизнь.
Когда творческих работ набралось столько, что стало некуда складывать, Валерия решила собрать всё в отдельном помещении. Мастерице хотелось, чтобы их увидели и оценили по достоинству соседи, приезжие люди, отдыхающие в Бурном.
— У соседки я забрала этажерку, — показывает Валерия.
– Она стояла под навесом, была выкрашена синей краской, которая к тому времени облупилась.
Каждый раз я приходила к ней в гости и видела в этажерке произведение искусства. Вы только посмотрите на эти полки, ручки! А поскольку у меня богатый опыт декорирования мебели, то в голове выстроился образ, какой станет этажерка после переделки.
Необычная история связана и со шкафом, который в итоге превратился в витрину.
— Когда наши друзья купили в Бурном участок и приводили его в порядок, то сжигали всё старьё.
Пустить в огонь хотели и этот шкаф, но пришла бабушка-соседка и сказала, что раритетную вещь трогать нельзя. Бывшая хозяйка его заберёт и отреставрирует. Время шло. И тут звонит мне хозяйка шкафа со словами «Забирай! Мы передумали его реставрировать. Это слишком дорого».
Ставить шкаф мне было уже некуда, но я решила во что бы то ни стало разместить его в своей небольшой галерее. Чтобы сделать шкаф не таким глубоким, попросила знакомого плотника отпилить переднюю часть и таким образом сэкономить пространство. Перекрашенный фасад с небольшими боковинами я прикрепила к стене. Так у меня получилась витрина для аксессуаров, созданных руками других мастеров.
Ещё одна интересная история связана с буфетом. Он привезён из Ростова. Когда бабушка моей подруги продавала дом, старый буфет ручной работы со встроенной хлебницей хотела выбросить (истории появления старинной мебели у Валерии Полетаевой, как правило, похожи – прим. авт.). Лера привезла его на Кубань. Приспособила его на тумбочку. Из кухонных полотенец и синтепона сделала мягкую обивку внутри буфета. Так у него появилось гостеприимное настроение.
Друзья и близкие нашей героини называет её галерею «комнатой, где она хранит историю».
Рукодельница отмечает, что людям нравится приходить и разглядывать вещицы, которые они бы с лёгкостью выбросили, а Лера сохранила и преобразила. Одна из самых старинных и, пожалуй, любимых вещей в кладовой времени — это Мойдодыр.
— Вы только посмотрите на этого мужчину! — приглашает меня Валерия.
– Какой характер, какая чёлка. С ним тоже связана необычная история. Мойдодыр приехал в Бурный из хутора Старозолотовского Ростовской области. Это этнографический музей под открытым небом, где собраны декорации, созданные в натуральную величину: курени-жилища казаков и постройки для съёмок сериала по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». Станичные дома с подворьями воссозданы один в один. В домах всё выглядит так, словно их на минуту покинули хозяева. Сам хутор расположен в сказочно красивом месте на среднем Дону.
Старозолотовский стал первым на Дону населённым пунктом, который вошёл в ассоциацию «Самые красивые деревни и городки России» и в международную ассоциацию «Красивые деревни мира».
Так вот, на экскурсии по этому прекрасному местечку я и увидела Мойдодыра, лежавшего на боку за домом. Его просто-напросто выбросили, а я попросила в свою галерею, сказав, что он хорошо в неё впишется. Из алюминиевого таза я сделала начальнику умывальников головной убор, из мочала — волосы. Больше не трогала ничего, даже не красила. Судя по внешнему виду, Мойдодыру не менее 50 лет. У меня он живёт последние два года.
Сколько экспонатов находятся в кладовой времени, сказать сложно. Пожалуй, не меньше пары сотен. При этом галерея постоянно прирастает новыми экземплярами, среди которых работы мастеров Мостовского района, Ростовской области.
— Я очень дорожу вещицами руки Али Раевской из Ростова-на-дону, — рассказывает Валерия.
– Смотрела многие её мастер-классы в записи. Училась. Когда оказалась в её студии, не смогла уехать без покупок.
Восхищают Валерию Полетаеву и работы местных, мостовских, мастеров. Например, Елена из Андрюков увлекается чулочной скульптурой. Из чулок она делает потрясающие куклы и шьёт для них невероятной красоты костюмы, обувь и аксессуары.
Глиняные изделия семьи Игнатовых из Псебая занимают в кладовой времени особое место. Они выставлены на полках в буфете, о котором шла речь выше. Валерия приобрела их, чтобы украсить галерею. Умелица считает Игнатовых мастерами с большой буквы. Они самостоятельно добывают глину в горах, очищают от примесей и только потом делают горшки, кувшины, чашки.
Бывает, что Валерии пишут мастера в социальных сетях, предлагая выставить их работы в галерее. Лера соглашается, но большинство экспонатов не продаёт. Говорит, что если их продать, то где же потом взять новые. Ведь мастер не сможет ещё раз повторить свою уникальную работу.
— Цель моей кладовой времени — не продавать имеющиеся изделия, а рассказывать гостям об истории появления каждого экспоната. Например, это миниатюрная шкатулка, которая уместится на ладошке, сделана из папье-маше девятилетней девочкой в 1983 году, — показывает Валерия маленькую коробочку с крышкой. Её женщине подарил житель Псебая. Точно также в дар для кладовой времени были переданы радиола и швейная машинка.
— А ещё у меня есть деревянный ящичек со старыми и забытыми предметами обихода советского периода, — Лера достаёт ручной миксер, механическую машинку для стрижки волос, раскладной пластиковый стакан, многоразовый стеклянный ветеринарный шприц.
— Всякий раз, когда ко мне приходят гости, я предлагаю угадать, для чего нужны были вещицы.
Хочу, чтобы люди погружались в то время, когда эти предметы активно использовались.
Например, на меня такое действие оказывают мои бусики и браслетики из бисера, которые мы плели с подружкой на скамейке во дворе, и мои платья, которые я носила девчушкой.
В галерее Валерии есть отдельный шкаф с её платьями, а также нарядами её мамы и тёти. В ближайшем будущем рукодельница планирует устроить в галерее ретро-вечеринку. Постелить бархатную дорожку, позвать подружек, нарядиться, продефилировать, снять всё на видео для себя для и своей странички в соцсетях.
С обратной стороны дома, в котором находится галерея, расположилось ещё одно место силы Валерии Полетаевой – чердачная мастерская. Тут находится не только рабочая зона рукодельницы, но и экспонаты, которые не уместились в галерее. Старинный комод, стеллаж с коллекцией советских Дедов Морозов, купленных на «Авито» за символические 300 рублей за штуку. Новогодние куклы соседствуют с коньками, керосиновыми лампами, школьными принадлежностями родителей мастерицы.
Она считает, что люди часто продают через интернет вещи, которые называют «старьём». Для них это хлам, а для Леры – ценность. Ей важны не только сами экспонаты, но и их история.
Кстати, она очень верит в то, что каждая вещь приходит к ней не просто так. Стоит ей что-то загадать, как вскоре у неё это появляется. Таким образом к Лере пришли старинные настенные часы и глиняные кувшины. А незадолго до этого она подумала: «Вот было бы здорово попасть в чей-то старый дом и выбрать там всё, что понравится». Вскоре позвонили друзья, у которых был участок со старым домом, и пригласили на экскурсию.
Галерея Валерии Полетаевой большого количества посетителей пока не принимала. Хозяйка кладовой времени надеется, что рано или поздно каждый человек поймёт, что старинные вещи — это самый лёгкий способ вернуться в прошлое, окунуться в детство и проникнуться тёплыми воспоминаниями. Поэтому милости просим!
Наталья Черноволенко. Фото автора.