Вдоль по улице Октябрьской

Дата:

В один из нынешних тёплых и солнечных октябрьских деньков наш корреспондент прошёлся по главной улице станицы Андрюки.

На краю

 

Октябрьская – это, если можно так сказать, андрюковский Бродвей. По улице ездят автобусы и маршрутки, здесь расположено сразу несколько магазинов. Наконец, это практически единственная улица, где на большей её части имеются асфальт и пешеходная дорожка. Обновили покрытие в нынешнем году. От предыдущего асфальта, который уложили в незапамятные теперь для молодого поколения советские времена, оставались в прямом смысле одни воспоминания, особенно после того, как проложили газопровод под землёй.

Тянется Октябрьская с юго-запада на северо-восток через всю станицу. У её начала расположен аэропорт. Бывший или всё же ещё действующий – сказать однозначно трудно. В советское время там летали пассажирские самолёты в Краснодар, а сейчас — только представители псебайского авиаклуба и их друзья со всей России. Вот и в этот день возле поля находились несколько семей, прилетевших на отдых из Калуги. Однако они уже собирались в обратный путь, и на наших глазах один за другим три легкомоторных самолётика взмыли в голубое небо.

«Ночной директор» аэропорта, а по-простому местный сторож с 20-летним стажем Наталья Патлай на расспросы об истории возникновения аэропорта посоветовала обратиться к Ираиде Дудниковой, много лет руководившей метеостанцией. Та, в свою очередь, немного рассказав о месте, где по сей день расположен аэропорт и ранее находилась метеостанция, перенаправила нас к последнему начальнику аэропорта Сергею Косачу. Он, мол, знает больше. К нему (а небольшой домик бывшего начальника воздушных ворот Мостовского района находился, как выяснилось, совсем недалеко), мы таким вот транзитом и отправились.

Ворота в небо

— Точно сейчас и не вспомнишь, когда же он возник, — рассказывает Сергей Яковлевич Косач, ныне пенсионер, которого мы отвлекли от домашних хлопот. – До 1954 года лётная полоса была на Перевалке, а затем начали грейдировать это поле (показывает в сторону аэропорта – авт.). Здесь было турецкое кладбище, везде курганы, многие до сих пор сохранились. Расчистили площадку, и стали летать грузовые и пассажирские самолёты. Первым начальником поставили Рябова. Жалко вот, что не помню, как его звали. Он был мужем моей первой школьной учительницы. В день работало несколько рейсов, в том числе и пассажирские. Летали, конечно, кукурузники. Люди утром могли отправиться в Краснодар, сделать там все дела и вернуться к вечеру домой. На самолёты в кассе очередь стояла. А как иначе, ведь билет до Краснодара стоил 5 рублей 30 копеек, а на автобус 4.80. Разница на советский полтинник, а удобство и скорость в разы больше. 36-40 минут – и ты в Краснодаре. Хорошее было время, но вышло оно. Помню, последний рейс состоялся 22 апреля 1992 года. И всё…

Как выяснилось, Сергей Косач в андрюковском аэропорту, который по всем документам проходит как псебайский, проработал в общей сложности 26 лет. Сначала был диспетчером, с 1989 по 1992 год – начальником, а потом сторожил оставшуюся без применения аппаратуру. В 2002-м он её наконец сдал, и на этом все его трудовые связи с аэропортом прервались.
Настоящее и ближайшее будущее аэропорта (или просто аэродрома) находятся в тумане. Летают на нём одни, развить пытаются другие, а выкупают права на него третьи. В итоге все мечты о том, что будут сюда летать регулярные и чартерные рейсы с туристами, пока так и остаются мечтами. Только местные энтузиасты-любители и их друзья по всей стране на своих лёгких и сверхлёгких летательных аппаратах как-то пытаются оживить небо над увязшей в затянувшемся полусне воздушной гаванью.

Без шума и пыли

Где аэропорт, там, естественно, и метеостанция. Одно без другого существовать не может. Долгие годы она обслуживала аэропорт и давала информацию о погоде, а по возможности и прогноз окрестным колхозам. В псебайской зоне существовали артель и колхоз имени Куйбышева, но данными метеостанции по заморозкам, количеству солнечных дней, ветровому режиму и осадкам пользовалась вся округа. Возникла метеостанция также в пятидесятые годы (по другим данным – в сороковые), только сначала располагалась в частном доме и имела самые простейшие приборы: барометр, психрометр, термометры и анемометр-флюгарку с пластинкой (измеритель скорости и направления ветра), который называли попросту ветродуем. Потом уже её перенесли на территорию аэропорта, где она функционировала несколько десятилетий. И адрес аэропорта с метеостанцией был единый – Октябрьская, 2.

Первым начальником метеостанции, кстати, был Пётр Визирякин. После него сменилось много народу, а среди последних её руководителей были Любовь Коротыч и Ираида Дудникова.

— Я побывала с мужем во многих местах нашей страны, — рассказывает Любовь Михайловна Коротыч, — но вот всё равно вернулась на родину и уже больше 30 лет живу здесь. Видела, как менялись Андрюки, как хорошела улица Октябрьская. Сильно она изменилась за эти годы. Помню, раньше вместо пешеходной дорожки в сторону центра росли непролазные кусты бузины. Асфальта не было, он в девяностых только появился, его при бывшем главе Николаеве положили. Едет что-то – конь с тележкой или автомобиль, а пыль столбом! Сейчас из растительности ничего нет, ни кустов, ни деревьев – всё повырезали. Голо стало и пусто. Наверху провода, внизу газопровод, для деревьев места не остаётся. Очень не хватает зелени. Вот ещё бы и людей заставили убрать строительный мусор из-под заборов – гостевая улица как-никак.

 

Откуда начинались Андрюки?

За дальнейшими сведениями об улице Октябрьской мы отправились к бывшему главе Андрюковского сельского поселения (с 1990 по 2005 годы), а ныне местному депутату Виктору Николаеву. Он добавил несколько очень важных штрихов к истории андрюковского Бродвея.

— К метеостанции и аэропорту с севера тоже примыкало поле, — вспоминает Виктор Михайлович. – Только в девяностых чётную сторону улицы продлили, там построили частные дома. Поскольку номера все были заняты, пришлось лепить к ним буквы алфавита — 2а, 2б, 2в, 2г и так далее. Но это было не так давно. А много десятков лет назад на пересечении Октябрьской и переулка Чкалова стояла беседка, в которой, как мне рассказывали старожилы, до войны собиралась молодёжь с гармонью. Девушки отправлялись туда, словно на свидания: шли в лучших платьях, надевали новые туфли. Все веселились, люди тогда были дружнее, общительнее. Когда я приехал сюда, в 1979 году, беседки уже и след простыл.

— А поле в центральной части станицы, по левую, нечётную сторону улицы, всегда было? – интересуюсь я.

— Да, так уж строились Андрюки. Там и скот десятилетиями пасут, и ребятня в футбол гоняет. У нынешней администрации есть планы по благоустройству территории, но про это лучше у неё спросить – точнее скажут.

— Откуда же начинались Андрюки?

— По Октябрьской, от амбулатории и дальше по улице, стояли самые старые дома, ещё тех людей, кто сюда приехал на поселение, и их детей. Например, рядом со зданием нынешней амбулатории был дом престарелых, ранее дом атамана Байды – последнего атамана Андрюков досоветских времён. Там сейчас частное подворье. Дом Байды тоже один из первых в станице. Позже дом престарелых переехал в новое кирпичное здание, а после ликвидации социального учреждения здесь разместили амбулаторию, которая раньше находилась в доме казака Круглова, кварталом дальше. Сейчас там пусто, окна заколочены, здание медленно разрушается. Но, надеюсь, своего нового хозяина или жильца дождётся…

 

Перемен! Требуют наши сердца!

Виктор-Николаев-бывший-глава-Андрюков

Вообще говоря, своеобразная мини-площадь, пятачок, где сейчас располагаются амбулатория, магазин «Перекрёсток», закрытый ныне хозмаг, домик бывшего колхозного правления, а также прилегающие кварталы соседних улиц со зданиями администрации, Дома культуры, библиотеки, школы и парком в придачу – это и есть центр Андрюков, в котором смешались все пласты их истории. В парке проводятся редкие праздники (день станицы отмечается раз в пять лет). Возле «Перекрёстка» — место встречи бабушек на автобусной остановке. Его можно даже назвать неофициальным центром наряду с административно-культурной зоной – школой, парком, детским садом.

От Октябрьской до здания администрации – пара шагов. Мы поинтересовались у главы Андрюковского сельского поселения Елены Кожевниковой, что ожидает центральную улицу в ближайшем будущем.

— Есть у нас планы установить детскую игровую площадку на пустыре, аналогичную той, которая стоит в парке перед зданием администрации, — сказала она, — и вообще разбить здесь благоустроенный современный сквер по программе «Комфортная городская среда». Межевание уже провели, на следующий год планируем подготовить проектно-сметную документацию. В двадцатом году попробуем вступить в эту программу. А в ближайшие недели наметили прогрейдировать северную часть улицы, то есть там, где нет асфальта, обновить покрытие. По Октябрьской в этом году больше работ не предусмотрено – нынешним летом мы уже заасфальтировали пешеходную дорожку, а вот с весны будем её продлевать до амбулатории. Что касается пустующего здания напротив амбулатории, то здесь есть планы разместить что-то типа стола заказов, банкетного зала.

Дом-казака-Круглова

Дальше дома казака Круглова по Октябрьской мы уже решили не ехать – смеркалось. Раньше улица упиралась в страусиную ферму – были планы у одного предпринимателя развивать эту территорию и практиковать что-то наподобие экотуризма, пусть даже страусы – птицы залётные для Кубани. Но, как говорится, не срослось, и то место сейчас пустует. Не будет пока в Андрюках страусов. Может, появится что-то другое, но про это и история тоже другая.
В завершение нашего рассказа об улице Октябрьской и некоторых моментах её истории стоит упомянуть тот факт, что раньше она носила другое имя – Ворошилова. Однако в конце 50-х, после попытки так называемой «антипартийной группы», в которую входил Климент Ворошилов, сместить Никиту Хрущёва с поста Первого секретаря ЦК КПСС, улицу переименовали.

Никита Вагаев.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Поделиться сообщением:

Подписаться

Популярное

Больше похоже на это

Новый школьный автобус получил Мостовский район.

Новый школьный автобус получил Мостовский район. Ключи от транспорта вручили...

Сотрудники Госавтоинспекции Мостовского района провели урок безопасности

Сотрудники Госавтоинспекции Мостовского района провели урок безопасности для школьников...

Фонд «Защитники Отечества» — помощь и участие

Социальный координатор госфонда «Защитники Отечества» в Мостовском районе Ирина...

С 1 января 2025 года почти в 1,5 раза хотят повысить штрафы за ряд нарушений ПДД

Изменения рассмотрят на заседании Госдумы. Вот некоторые возможные новшества:...