Бензин быстро дорожает. Особенно заметен скачок в майские дни. Уже заговорили, что к осени бензин будет стоить чуть ли не 50 рублей. Почему стали резко расти цены на топливо и сбудутся ли столь пессимистичные прогнозы, в этом пытался разобраться наш корреспондент.
Виновата интеграция?
В стране, самой богатой полезными ископаемыми, бензин парадоксальным образом никак не желает дешеветь. Говорят, цены на нефть на мировом рынке растут, поэтому и бензин дорожает. Но бывали времена, когда нефть стоила 30 долларов за баррель, бывали — когда 130, а тенденция удорожания бензина оставалась. Цена 95-го в целом по стране растёт на два-три рубля за год. Мостовский район в этом плане – не исключение. В таблице, приведённой ниже, можно видеть, как на четырёх заправочных станциях менялись цены на бензин и дизтопливо в период с декабря 2017 года по18 мая нынешнего года и за аналогичный период прошлого года. Видно, что в мае 2018 года бензин подорожал особенно сильно.
От чего же в действительности зависит, насколько дорого автомобильное топливо? Главное условие здесь — ценообразование. В стоимости литра бензина нефть занимает лишь от 6 % до 8 %. Переработка, транспортировка и расходы розничной сети — это 25%. На прибыль остается куда меньше 10 %, потому что примерно 60 % — это налоги и акцизы. Вместе с ними меняются и цифры на заправках.
Но это лишь один из факторов нынешнего подорожания. И ответ на вечный вопрос «Кто виноват?» всё-таки существует.
«Очень простой ответ — международная интеграция. За последние 20-25 лет все страны, и это не только наша специфика, стали очень тесно связаны друг с другом, то есть, с одной стороны, мы получили доступ к огромному набору товаров со всего мира, но, с другой стороны, стоимость многих услуг потихоньку подтягивается к стоимости, характерной для всего мира, а во всём мире за редким исключением стран типа Венесуэлы, Саудовской Аравии топливо стоит достаточно дорого», — поясняет доцент кафедры финансовых рынков Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Сергей Хестанов.
И оно, это топливо, продолжает дорожать. Вот тут и проявляются издержки международной интеграции — у российских производителей возникает логичное желание побольше продать за пределами страны, чтобы больше заработать. Товар идёт туда, где за него больше платят. А на внутреннем рынке возникает угроза дефицита топлива, которая накладывается на сезонный спрос — посевные работы и в поле, и на дачных огородах. Плюс традиционная летняя профилактика на нефтеперерабатывающих заводах. В итоге цены ползут вверх.
ФАС играет не за нас?
Однако за желающими заработать за счёт дополнительного экспорта должна следить Федеральная антимонопольная служба.
«С 1 июня ожидается повышение пошлины и на нефть, и на нефтепродукты, соответственно, снижается привлекательность экспорта и создается стимул для того, чтобы топливо поставлялось на внутренний рынок», — говорит заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
При этом, как отмечают специалисты, хоть карающая рука ФАС дотянется до тех, кто попытается создать искусственный дефицит, но главным посылом останется не стремление всех наказать, а соблюсти баланс интересов. Это дело тонкое, хитрее Востока.
Но бензин уже подорожал, а всем нам известно, что за ним обычно тянется и всё остальное, в конечном итоге и продукты питания. Однако экономисты утверждают, что на этот раз всё гораздо сложнее. Российская экономика, по их словам, находится в достаточно уникальной ситуации, когда имеются низкие процентные ставки и рекордно низкая инфляция, потому что вступили в действие ограничения по платежеспособному спросу. То есть попытка предприятий поднять цену приводит к тому, что у них падают продажи. Это вынуждает применять экономию на всех этапах, и поэтому ждать сильного роста инфляции за счёт стоимости топлива не приходится.
Гладко вышло на бумаге, да забыли про овраги. Забыли? Нет, конечно, но если произойдёт что-то из ряда вон выходящее, вроде резкого роста нефтяных котировок из-за изменений политической ситуации, например, в отношении Ирана, то рынок сразу отреагирует негативно.
Летом будет погорячее
Вот что говорят общероссийские цифры о росте стоимости бензина. За апрель 2018 года топливо подорожало на 1,4 % — втрое больше индекса потребительских цен (0,4 %). Дальше — больше: с 29 апреля по 23 мая бензин вообще стал дороже на 3-7 % (в некоторых регионах цена выросла сразу на 5 рублей за 92-й).
Вообще-то всё началось ещё с конца прошлого года, когда из-за поднятия акцизов компании стали запасаться топливом. Рост такого спроса подстегнул цены. Тогда в ситуацию решили вмешаться работники ФАС, и на некоторое время подорожания удалось избежать. После президентских выборов производители нефти начали догонять упущенное. Начало сельхозработ и активизация автолюбителей весной наложились на высокие цены на нефть. А тут ещё увеличение акцизов, которые уже дали примерно 10-15 % нынешней его стоимости. С первого июля они опять повышаются – на 0,5 рубля на литр бензина. Ну и, наконец, как было сказано, дорогая нефть за рубежом – повод продавать её за пределами страны. Всё один к одному – вот и майский взлёт, и опасения, что 50 рублей за литр летом для АИ-95 – вполне реально.
Эти опасения косвенно подтверждаются мнениями экономистов.
Какой сценарий победит?
А что же тогда они делают, эти чиновники?
ФАС и Минэнерго подготовили приказ об увеличении минимального норматива продаж на бирже бензина (с десяти до 15 % от объёма производства) и дизельного топлива (с пяти до 7,5 %) — это позволит замедлить повышение «опта», а следом стабилизируется и розница. На согласование и принятие документа уйдет несколько месяцев, поэтому приказ подействует в лучшем случае осенью. Но подействует ли?
Проблема ещё и в том, что бензин может и дальше расти в цене фактически бесконтрольно, потому что топливо не считается продуктом первой необходимости. Не исключено, конечно, что в ситуацию вмешается государство. Например, оно может обязать нефтедобывающие компании делиться своей выросшей прибылью с нефтеперерабатывающими заводами. Тогда удорожание бензина приостановится. Если же этого не случится, бензин будет дорожать на протяжении всего 2018 года, причём вне зависимости от того, изменится ли стоимость нефти. Внесёт свой вклад и отмена транспортного налога, поэтому задача сбора денег будет перенесена на акциз на топливо. А оно составляет значительную долю затрат в аграрном секторе, в грузовых перевозках и в авиации. И если в сельском хозяйстве государство как-то пытается компенсировать аграрникам эти затраты, то в других секторах экономики рост цен на бензин постепенно потянет вверх и цены на авиабилеты, и тарифы на перевозки. И тогда – здравствуй, инфляция!
Мы видим, что мнения экономистов сходятся в одном: летом цены на бензин и дизтопливо ещё подрастут. А вот от точных предсказаний в отношении того, как события будут развиваться в дальнейшем, они воздерживаются либо противоречат друг другу. Какой же сценарий победит? Поживём – увидим.
Никита Вагаев.
Мнения экспертов
Начальник управления экономики, инвестиций, туризма, торговли и сферы услуг администрации Мостовского района Светлана Скороходова:
— Основные причины нынешнего скачка стоимости топлива – рост себестоимости нефти и увеличение акцизов. В связи с ожидаемым повышением цен основные компании – поставщики сделали запасы нефти, чтобы реализовать её подороже. Это, понятно, тоже способствует увеличению стоимости бензина и дизтоплива на заправках. Сказываются также сезонные колебания, такие, как начало полевых работ в сельском хозяйстве.
Михаил Турукалов, гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков»:
Бензин и дизтопливо действительно могут резко подорожать, так как на рынке сложилась непростая ситуация: сейчас оптовые (те, которые на бирже) и мелкооптовые (те, которые на нефтебазе) цены существенно выше, чем розничная стоимость топлива на АЗС! У розничных продавцов топлива значительные убытки, поэтому им приходится повышать цены на заправках. Ждать ли повышения цен на 2-3 рубля в ближайшие месяцы или ещё более сильного роста — это будет зависеть от динамики цен на бирже и мелком опте. Пока у чиновников нет возможности и средств, чтобы воздействовать на эту ситуацию.