Право читать газеты

Дата:

Почему не поддерживают печатные СМИ в России?

Представьте: каждый юноша и каждая девушка до 24 лет могут выбрать одну из газет и подписаться на неё на год совершенно бесплатно. Фантастика? Нет, реальность. Только реально это не в России, а во Франции, где для бесплатной подписки молодёжи выделяется из бюджета 15 млн евро в год. Уже есть позитивные итоги эксперимента: молодые люди стали больше читать печатные СМИ, вырос уровень доверия к прессе.

Европа понимает

Это далеко не единственная мера поддержки печатной прессы во Франции. В стране с населением 67 млн человек (для сравнения: в России — более 143 млн человек), по данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), компенсируются почтовые тарифы, есть дотации на железнодорожные перевозки периодики, субсидирование курьерской доставки прессы. Там сильно снижен НДС для газет (2,1% — против российских 10%), а в последние три года как помощь институту подписки выделяется более 37 млн евро в год! Ведь очевидно: печатная пресса, газеты — это социальный продукт. Он необходим для того, чтобы граждане страны ориентировались в происходящем, он поддерживает привычку к чтению, повышает уровень культуры и образованности населения. Подписка в России распространена больше всего среди граждан, живущих в городах с населением до 250 тыс. человек и в сёлах. Часто у этих людей другого источника информации просто нет!

«Каждому понятно: существование гражданского общества без СМИ немыслимо, — поясняет Андрей Туманов, первый заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи. — В Японии, например, в отличие от России печатные СМИ пользуются популярностью. Там детей заставляют читать не с гаджетов, а с бумаги».

Получается, в Европе, в Азии, в Америке это понимание есть и только у нас — нет?

Кто «топит» прессу?

В России же, увы, идёт обратный процесс: в 2014 году государственные субсидии ФГУП «Почта России» на покрытие убытков, связанных с доставкой газет и журналов физическим лицам, были прекращены. Итог: моментальное и резкое (по данным «Почты России», на 20%) снижение подписных тиражей и лавинообразный рост цен на подписку.

«В 2015 году тираж подписных изданий снизился на 16% по отношению к 2014 году», — подводит итоги прошлого года Дмитрий Мартынов, президент АРПП. Зато цены для потребителя, наоборот, выросли. И это в кризисное-то время, когда на счету каждый рубль. В результате всё больше людей остаются вне общественной жизни, не читают газет, им отказано в праве быть в курсе событий. Сельское население в России — это 37 млн человек, и именно их оставляют фактически за бортом общественной жизни, лишают социальной поддержки. Ограничивают право граждан на информацию…

Президент — не указ?

При этом в прошлом году президент В. Путин, выслушав главных редакторов самых уважаемых в России газет («Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Российская газета», «МК», «Известия», «Коммерсантъ»), согласился с тем, что поддержка печатных СМИ нужна и важна. Было дано поручение правительству такую поддержку оказать. Вот только чиновники «замылили» распоряжение президента, так и не потрудившись его выполнить.

«Примеров подобной социальной поддержки в мире масса, — говорит Николай Зятьков, главный редактор еженедельника «Аргументы и факты». — Именно в рыночных странах с либеральными правительствами почтовые тарифы компенсируют из госбюджета. И не только во Франции, но и в Германии, Австрии, Швейцарии, Великобритании, Канаде, США , то есть наши чиновники не могут сослаться на то, что опыт почерпнуть негде. И денег на то, чтобы дать гражданам возможность читать газеты, нужно, по меркам бюджета страны, совсем немного. Меньше, чем банкам, сырьевикам, водочникам и т. п. По подсчётам, на субсидирование, скажем, подписки достаточно 4 млрд рублей в год, чтобы газеты оставались доступными гражданам (для сравнения: в Италии на это же потрачено за три года 458 млн евро, то есть по 152 млн евро в год!). Это та поддержка, которую получали СМИ до 2014 года и которая в кризис сохранила бы отрасль на плаву».

Недавно президент снова согласился с доводами главных редакторов. Ну а что же чиновники, главы профильных министерств? Не могут же они бегать от поручений непосредственного руководителя, президента страны, второй год подряд?.. Посмотрим. Проследим

Не стоит прогибаться под изменчивый мир

Не хочется оглядываться на заграницу, но нам так не жить. При той социальной поддержке, которая существует в Японии, Франции, Англии, Германии, у местных СМИ есть возможность развиваться, расширяться и расти. У нас такой возможности нет. В России в последние годы СМИ выживают. Я не привыкла жаловаться и в разговоре с кем бы то ни было об экономической ситуации в отрасли стараюсь держать хвост трубой. Хотя на сегодняшний день, когда в очередной раз почта повышает тарифы, ситуация, действительно, требует, чтобы государство вмешалось и сохранило социально значимые СМИ как стратегический продукт.

Было время, когда подписка на газеты была доступна всем. Государство брало расходы на производство газет на себя. Вспоминаю свои школьные годы. Тогда почтальон в ящик нашего дома опускал по три-пять республиканских и союзных газет, всевозможные журналы и обязательно районную газету. Многие издания считались дефицитными, и люди стояли в очереди для оформления подписки. Я лично подписывалась в школе. Там у нас с этим было строго: советский школьник, а тем более отличник должен быть информационно подкован. Для этих целей каждый понедельник в классах проводились политинформации. Сегодня некоторые современные школьники и не знают, что такое газета. Может быть, я утрирую, но на встречах с подрастающим поколением при вопросе, кто выписывает «Предгорье», из целого класса руки поднимают человек пять. Конечно, дети в этом не виноваты, как и их родители. Их просто отучили интересоваться тем, что происходит вокруг.

Более двадцати лет назад газетное дело объявили коммерческим, призвали крепче держаться за рекламодателя. Государство постепенно отказалось поддерживать СМИ и производство газеты легло на плечи самих газетчиков.

Оплачивать большие расходы на печать, бумагу, доставку становилось сложнее, стоимость подписки росла, не все читатели могли осилить предлагаемую цену. Почтовые ящики оказались невостребованными. И если раньше тираж «Предгорья» составлял 11 тысяч экземпляров, то сейчас…

Сегодня мы, газетчики, бьёмся за тираж, за рекламодателя, клянчим каждую копейку. Но должен ли журналист заниматься продажей своих материалов и площади в газете? Я, думаю, нет. Задача журналистики — служить обществу, задача рекламы – обслуживать.

Мы не против рекламной журналистики. В рыночном обществе реклама — важный источник финансирования СМИ. Издание газеты – дело дорогое и совсем не прибыльное. И если бы не реклама, газета вряд ли была бы окупаемой. Как бы нам не хотелось, сегодня газета – это бизнес. Поэтому мне как главному редактору приходится больше считать, чем писать. Хотя я вовсе не бизнесмен, я — журналист, и для меня важнее быть полезной людям своими публикациями.

Наша районная газета существует уже более 80 лет. Все эти годы она выступает надёжным информатором, помощником власти. Ей доверяют люди. Так неужели мы и такие, как мы, не могут рассчитывать на поддержку государства, которому, судя по всему, очень нужны.

На одной из встреч с главными редакторами губернатор Вениамин Кондратьев дал районной журналистике очень точное определение: «Сегодня в зале собралась пехота — редакторы районных газет, которые ближе всех к людям. И именно с вас начинается большая журналистика. Вы первыми поднимаете тот информационный пласт, на котором строится всё остальное. Вы стоите на земле. И вы не вправе прогибаться ни перед кем».

Хотелось бы, чтобы всё было именно так…

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Поделиться сообщением:

Подписаться

Популярное

Больше похоже на это