Выездное совещание главы района и глав поселений в станицу Махошевскую, которое состоялось 4 августа, получилось не совсем обычным. Его участникам удалось встряхнуться и душой, и телом.
Фарс, да и только…
Автобус с главами поселений и работниками районной администрации остановился на въезде в станицу. Открылась дверь, и в неё вошёл махошевский глава Сергей Стацунов. В камуфляжной одежде и кепке он напоминал пограничника. Для полноты образа не хватало лишь овчарки и автомата. Однако документы Сергей Николаевич у пассажиров проверять не стал, а вместо этого дружелюбно поприветствовал всех своих гостей.
— Хочу вам в первую очередь рассказать и показать, что такое наша река Фарс, — обратился Стацунов к присутствовавшим и в особенности к своим коллегам – главам других поселений. – Вы часто рассказываете о ваших реках, но все они другого характера, чем Фарс. Тот за час может подняться до трёх с половиной метров. И вообще, все наводнения в Мостовском районе и в соседней Адыгее за последние 15 лет начинаются именно с Фарса. Если здесь воды прибыло, то и вы скоро ждите. Проедем в район затопления…
От места, куда привёз нас махошевский глава, реки ещё не видно. Но во время паводков вода доходит и сюда. Судя по тому вниманию, которое Сергей Стацунов заостряет на реке, разливы Фарса – одна из главных проблем и бед тихой Махошевской. Ему, конечно, всячески мешают выходить за берега. Например, в районе моста в реке стоят бетонные кубы, призванные отбивать охоту Фарса покидать пределы собственных границ. Расчищается русло, кое-где берега укрепляют дамбы, но всё же пока полностью взять реку под контроль не удаётся.
Негласной традицией (трудно назвать её доброй) рабочих выездных совещаний в поселения района стало посещение местных кладбищ. Туда с завидным упорством везёт гостей та или иная принимающая сторона. Делается это, вроде бы, для того, чтобы поделиться опытом благоустройства кладбищенских территорий или рассказать о проблемах на пути к нему. Но нельзя исключать и философский аспект таких поездок. Глядя на надгробия, трудно не задуматься о скоротечности и конечности человеческого бытия, а также о том, что тратить жизнь нужно со смыслом. Такие мысли определённо стимулируют к активным действиям.
В общем, не проехал мимо кладбища и Сергей Стацунов. В Махошевской оно имеет большую историю. Существует кладбище аж с 1861 года. По словам махошевского главы, число похороненных людей уже раз в двадцать превышает число ныне живущих. Привести в порядок кладбище оказалось не так уж и легко. Плотно власти занялись им восемь лет назад. В течение этого времени субботник за субботником проводили здесь жители. Сначала выходили они убираться на кладбище с воем, шумом, гамом и большой неохотой. Ругались, что приходится ухаживать за чужими могилами. Но сейчас уже втянулись в процесс, поняли, как важно не предавать память о людях, пусть даже незнакомых, забвению, не давать зарастать ей травой. Сегодня неухоженных могил на всех двух гектарах махошевского кладбища не отыскать. У тех, кто приезжает сюда издалека навестить похороненных родственников, сердце радуется.
Вообще же, на уход за кладбищенской территорией из бюджета поселения ежегодно тратится около ста тысяч рублей. Кстати, махошевская администрация за хорошую работу по благоустройству станицы получила грант. Часть его планируют потратить на то, чтобы сделать вокруг кладбища новую металлическую ограду.
Печальный памятник войны
Выездное совещание в Махошевском поселении в отличие от уже состоявшихся подобных поездок в другие поселения района получилось особенным. Отчасти потому, что здесь нет каких-то значимых производств и объектов, на которые можно было бы с интересом посмотреть. Но в первую очередь необычным оно вышло из-за посещения Михизеевой Поляны – печального памятника Великой Отечественной войне. На том, чтобы съездить в бывший рабочий посёлок в окрестностях Махошевской, где 13 ноября 1942 года фашисты и полицаи расстреляли всех местных жителей, настоял Сергей Стацунов. И правильно сделал. Пребывание в этом месте хорошенько встряхивает душу, делает человечнее. И ещё, уже от одного того, что приехал сюда, вспомнил погибших здесь людей, ты чувствуешь, что совершил для них нечто очень важное. Это странно, но такие ощущения действительно есть.
Кстати, дорога к Михизеевой Поляне тоже хорошенько встряхнула, но уже не душу, а тело, и доставила массу положительных и непосредственных эмоций. Дело в том, что туда на обычном транспорте не добраться. По пути попадаются впечатляющие ухабы, в которых можно, на мой взгляд, если и не похоронить машину, то хорошенько её повредить. Правда, Сергей Стацунов в шутку обещал придушить того, кто скажет про дорогу к Михизеевой Поляне плохо. Видно, слишком много усилий тратится на то, чтобы поддерживать её в более-менее сносном состоянии. И раньше, скорее всего, она была намного хуже. Слышал, что также следят за ней и ремонтируют, как могут, местные лесники. В общем, отвезти на Михизееву Поляну гостей взялись грузовики ЗИЛ , причём один из них был с открытым кузовом. Удивительно, что среди глав поселений и работников районной администрации нашлось немало экстремалов, решившихся выбрать второй вариант. Никто из них об этом не пожалел. Картина в кузове была забавная. Впереди всех, как два бывалых капитана корабля, подставляя мужественные лица ветру, глядели вдаль унароковский и баговский главы Иван Скобелев и Сергей Высотков. За ними, держась за борта кузова, с удовольствием тряслись остальные. Иногда раздавалась предупреждающая команда «Лес!», и тогда все синхронно нагибались, чтобы не зацепить ветки головой.
А в самой Михизеевой Поляне не до веселья. Сергей Стацунов ведёт гостей по тропинке средь высокой травы к местам расстрела, которые обозначены чёрными крестами. Кое-где в земле остались небольшие углубления – следы от вырытых ям, в которых хоронили убитых.
— Здесь расстреляли 29 человек, эвакуированных из Ленинграда… Тут убили 22 человека. Причём среди них есть женщина с ребёнком из другого населённого пункта. Они просто пришли в этот день в посёлок, чтобы купить хлеба… — останавливается у каждого креста и рассказывает Сергей Стацунов. — А сюда вывели на расстрел учащихся школы вместе с учителями и родителями. Учительнице Нине Плешивой немцы предлагали уйти вместе со своими детьми и спастись, но она решила остаться с учениками. В итоге в этом месте были убиты 56 человек… Здесь среди расстрелянных оказался единственный выживший — Николай Копанев. Ребёнка завалило телами. Представляете, каково это — лежать под телом собственной матери?!
Земля Михизеевой Поляны навсегда впитала тревогу и ужас того дня. Его выстрелы и крики слышали и запомнили деревья. И до сих пор они не могут оправиться от той трагедии. По сей день только о ней и продолжают шептаться. А когда кто-то из людей посещает Михизееву Поляну, весь лес вокруг наперебой пересказывает им жуткую историю этого места, в надежде, что случившееся не забудется.
Плодотворный труд махошей
Махоши — люди гостеприимные. По возвращении с Михизеевой Поляны гостей в библиотеке ждал горячий чай с вкусными домашними пирогами и конфетами.
Из последних мероприятий этого выездного совещания – встреча жителей с главой района Сергеем Ласуновым в местном ДК. Открывая её, он попросил Сергея Стацунова рассказать о положении дел в поселении. Из его выступления выяснилось, что в общем-то здесь всё спокойно, впрочем, это итак заметно. В ДК планируется установить пожарную сигнализацию, полным ходом идёт подготовительный этап газификации станицы – проектирование газопровода. Не обошёл в своём выступлении Сергей Николаевич и характерную для Махошевской деталь – превышение рождаемости над смертностью.
— Лишь только в 2005 году показатели рождаемости и смертности выровнялись. А так, всё время рождаемость впереди. Мы трудимся над этим… — бодро сообщил махошевский глава.
Глава района Сергей Ласунов заметил, что, кроме газификации станицы, перед поселением стоит ещё одна большая и новая задача – качественное водоснабжение. Для этого, как сказал глава, придётся или наращивать высоту водонапорной башни, или же ставить станции напора у потребителя.
Опытом газификации с местными жителями поделился глава Беноковского поселения Владимир Яровенко.
— Гуртом и батьку бить легче, — заметил он, тем самым призвав махошей активно участвовать в процессе строительства газопровода. — Чем больше вас будет, тем скорее у вас появится газ.
В конце встречи Сергей Ласунов попросил жителей задавать вопросы. Однако вопросов к главе не было.