На станции не верьте тишине

Дата:

В воскресенье, 7 августа, железнодорожники Мостовского района отмечают свой профессиональный праздник. Накануне этой знаменательной даты довелось заглянуть на станцию и нашему корреспонденту.

 

Если кто помнит прежние времена, то на мостовской станции было оживлённо. Работала касса, дважды в сутки (один раз из Курганинска, другой — из Шедка) подходила электричка, и из единственного вагона, прицепленного к товарному составу, выходили немногочисленные пассажиры.

А что же здесь сейчас? Те же домики, что и раньше, такой же раскалённый от жары бетон безлюдного перрона – и практически пустые пути. Только на одном из них тяжко вздыхает и пофыркивает дымом утомлённый солнцем и жарой маневровый тепловозик.

Из крошечного домика начальника станции доносятся громкие голоса: это по селектору обмениваются сведениями начальники и дежурные различных станций. Чаще на связи Курганная — именно там пристыковывается к общей железнодорожной сети шедокская ветка, проходящая через Мосты и Лабинск.

Меня встречает начальник станции. Вот уже два месяца на этой должности Шахмардан Шахбанов. Это новая для него работа.

Шахмардан родом из города Кизляра, что в Дагестане. Обучался в Ростовском государственном университете путей сообщения, переселился в Батайск, где и начал свою трудовую биографию – сначала составителем поездов, потом дежурным по станции. Некоторое время поработал и в Кропоткине.

— Не скучно в Мостах работать после крупных узловых станций? – интересуюсь я у молодого начальника.

— Нет, что вы, отдыхать и здесь особо некогда, — смеётся он. – Вот сейчас с вами переговорю – начнётся селекторное совещание. После него подойдёт состав. Нужно его быстро определить куда надо, чтобы не простаивал. Хотя простой – не наша, станционная, забота, но лучше же сделать так, как лучше. Вы не смотрите, что пути свободны, не верьте тишине. Раз свободны, значит, все вагоны в деле, грузятся или передвигаются. Вон сейчас «тепло» (так железнодорожники сокращают для удобства название маневрушки) отправится – семь вагонов надо на погрузку доставить.

Тем не менее, по словам Шахмардана, грузооборот всё же относительно невысок, хоть и подрос, если смотреть только по июльским показателям, в два раза по сравнению с прошлым годом. Например, в нынешнем июле отгружено 105 условных вагонов (за единицу принят так называемый полувагон – вагон с открытым верхом, самый распространённый на российских железных дорогах) против 53 в прошлом. Количество клиентов станции (то есть тех, в адрес кого приходят вагоны на погрузку или кто арендует железнодорожные ветки) в постолимпийский период сократилось с шести до трёх. Сейчас это Мостовской ДСЗ, у которого очень сложное финансовое положение, частное предприятие «Калашникова» и ООО «Минерал-Хорс».

В прямом подчинении начальника станции всего 10 человек – пять дежурных, три приёмщика груза и два сигнальщика. Остальные подразделения лишь взаимодействуют с ними. Особенно нескучно дежурному по станции. Это 12 часов за пультом, бесконечные ответы и вопросы по прямой связи — вагоны и составы хоть и не идут обычно один за другим, всё равно требуют постоянного внимания и оперативного реагирования. Ведь железная дорога – дело серьёзное.

— Мне нравится, — делится в перерывах между постоянными звонками Шахмардан Шахбанов, — что российские железные дороги за последнее время превратились в мощную бизнес-компанию, которая заботится о своих сотрудниках, предоставляет им, как говорится, полный соцпакет. Ушёл в прошлое и «министерский» подход к делам, сейчас менеджмент оперативно реагирует на текущие вызовы.

— А как быть тогда, к примеру, с пассажирскими вагонами, которые не меняются уже больше полувека? – спрашиваю я. – То, что они устарели, – мягко сказано.

— Этим заведует другая компания. Все думают, что за вагоны и их состояние отвечает непосредственно ОАО «РЖД». На самом деле 95% всех вагонов принадлежат частным собственникам, а пассажирскими перевозками заправляет Федеральная пассажирская компания. РЖД лишь предоставляет локомотивы, диспетчерские услуги, депо и ремонтные мастерские. Вагонная часть — это уже вотчина пассажирской компании.

— А неработающие билетные кассы?

— Бизнес так устроен, что работает только по направлениям, дающим прибыль. Страна отказалась от плановой экономики в пользу рыночной, из этих реалий и надо исходить. Услуги по продаже билетов в кассе стали нерентабельны, причём с глубоким минусом. Некоторые муниципалитеты идут на то, чтобы компенсировать расходы РЖД на кассы. А чаще рынок приводит к появлению посредников, реализующих билеты, причём в самых многолюдных местах населённого пункта. Широко развит и заказ билетов через интернет. Время изменилось, к привокзальным кассам возврата в глубинке нет предпосылок.

— Жаль, конечно, но жизнь продолжается. У вас профессиональный праздник. Что он для вас значит?

— Праздник есть праздник. Радостное, приятное событие. Вот готовлю бумаги для поощрения сотрудников. Надеюсь, вышестоящее начальство одобрит. Пользуясь случаем, хочу поздравить с Днём железнодорожника всех коллег по работе в Мостовском районе и пожелать им счастья, семейного, материального благополучия, успехов в труде и всего самого хорошего.

 

Андрей Логинов. Фото автора

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Поделиться сообщением:

Подписаться

Популярное

Больше похоже на это

Новый школьный автобус получил Мостовский район.

Новый школьный автобус получил Мостовский район. Ключи от транспорта вручили...

Сотрудники Госавтоинспекции Мостовского района провели урок безопасности

Сотрудники Госавтоинспекции Мостовского района провели урок безопасности для школьников...

Фонд «Защитники Отечества» — помощь и участие

Социальный координатор госфонда «Защитники Отечества» в Мостовском районе Ирина...

С 1 января 2025 года почти в 1,5 раза хотят повысить штрафы за ряд нарушений ПДД

Изменения рассмотрят на заседании Госдумы. Вот некоторые возможные новшества:...