В воскресенье, 7 августа, железнодорожники Мостовского района отмечают свой профессиональный праздник. Накануне этой знаменательной даты довелось заглянуть на станцию и нашему корреспонденту.
Если кто помнит прежние времена, то на мостовской станции было оживлённо. Работала касса, дважды в сутки (один раз из Курганинска, другой — из Шедка) подходила электричка, и из единственного вагона, прицепленного к товарному составу, выходили немногочисленные пассажиры.
А что же здесь сейчас? Те же домики, что и раньше, такой же раскалённый от жары бетон безлюдного перрона – и практически пустые пути. Только на одном из них тяжко вздыхает и пофыркивает дымом утомлённый солнцем и жарой маневровый тепловозик.
Из крошечного домика начальника станции доносятся громкие голоса: это по селектору обмениваются сведениями начальники и дежурные различных станций. Чаще на связи Курганная — именно там пристыковывается к общей железнодорожной сети шедокская ветка, проходящая через Мосты и Лабинск.
Меня встречает начальник станции. Вот уже два месяца на этой должности Шахмардан Шахбанов. Это новая для него работа.
Шахмардан родом из города Кизляра, что в Дагестане. Обучался в Ростовском государственном университете путей сообщения, переселился в Батайск, где и начал свою трудовую биографию – сначала составителем поездов, потом дежурным по станции. Некоторое время поработал и в Кропоткине.
— Не скучно в Мостах работать после крупных узловых станций? – интересуюсь я у молодого начальника.
— Нет, что вы, отдыхать и здесь особо некогда, — смеётся он. – Вот сейчас с вами переговорю – начнётся селекторное совещание. После него подойдёт состав. Нужно его быстро определить куда надо, чтобы не простаивал. Хотя простой – не наша, станционная, забота, но лучше же сделать так, как лучше. Вы не смотрите, что пути свободны, не верьте тишине. Раз свободны, значит, все вагоны в деле, грузятся или передвигаются. Вон сейчас «тепло» (так железнодорожники сокращают для удобства название маневрушки) отправится – семь вагонов надо на погрузку доставить.
Тем не менее, по словам Шахмардана, грузооборот всё же относительно невысок, хоть и подрос, если смотреть только по июльским показателям, в два раза по сравнению с прошлым годом. Например, в нынешнем июле отгружено 105 условных вагонов (за единицу принят так называемый полувагон – вагон с открытым верхом, самый распространённый на российских железных дорогах) против 53 в прошлом. Количество клиентов станции (то есть тех, в адрес кого приходят вагоны на погрузку или кто арендует железнодорожные ветки) в постолимпийский период сократилось с шести до трёх. Сейчас это Мостовской ДСЗ, у которого очень сложное финансовое положение, частное предприятие «Калашникова» и ООО «Минерал-Хорс».
В прямом подчинении начальника станции всего 10 человек – пять дежурных, три приёмщика груза и два сигнальщика. Остальные подразделения лишь взаимодействуют с ними. Особенно нескучно дежурному по станции. Это 12 часов за пультом, бесконечные ответы и вопросы по прямой связи — вагоны и составы хоть и не идут обычно один за другим, всё равно требуют постоянного внимания и оперативного реагирования. Ведь железная дорога – дело серьёзное.
— Мне нравится, — делится в перерывах между постоянными звонками Шахмардан Шахбанов, — что российские железные дороги за последнее время превратились в мощную бизнес-компанию, которая заботится о своих сотрудниках, предоставляет им, как говорится, полный соцпакет. Ушёл в прошлое и «министерский» подход к делам, сейчас менеджмент оперативно реагирует на текущие вызовы.
— А как быть тогда, к примеру, с пассажирскими вагонами, которые не меняются уже больше полувека? – спрашиваю я. – То, что они устарели, – мягко сказано.
— Этим заведует другая компания. Все думают, что за вагоны и их состояние отвечает непосредственно ОАО «РЖД». На самом деле 95% всех вагонов принадлежат частным собственникам, а пассажирскими перевозками заправляет Федеральная пассажирская компания. РЖД лишь предоставляет локомотивы, диспетчерские услуги, депо и ремонтные мастерские. Вагонная часть — это уже вотчина пассажирской компании.
— А неработающие билетные кассы?
— Бизнес так устроен, что работает только по направлениям, дающим прибыль. Страна отказалась от плановой экономики в пользу рыночной, из этих реалий и надо исходить. Услуги по продаже билетов в кассе стали нерентабельны, причём с глубоким минусом. Некоторые муниципалитеты идут на то, чтобы компенсировать расходы РЖД на кассы. А чаще рынок приводит к появлению посредников, реализующих билеты, причём в самых многолюдных местах населённого пункта. Широко развит и заказ билетов через интернет. Время изменилось, к привокзальным кассам возврата в глубинке нет предпосылок.
— Жаль, конечно, но жизнь продолжается. У вас профессиональный праздник. Что он для вас значит?
— Праздник есть праздник. Радостное, приятное событие. Вот готовлю бумаги для поощрения сотрудников. Надеюсь, вышестоящее начальство одобрит. Пользуясь случаем, хочу поздравить с Днём железнодорожника всех коллег по работе в Мостовском районе и пожелать им счастья, семейного, материального благополучия, успехов в труде и всего самого хорошего.