A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Сайт Мостовского района

Мостовской район. Выбор очевиден

МЕНЮ

Когда-то здесь бурлила нефть… и жизнь

Когда-то здесь бурлила нефть… и жизнь 17
21 08 2018
237

История улицы Нефтяников — самой короткой улицы в станице Губской. Её протяжённость около километра. Стоит здесь всего-навсего 14 домов, и проживают в них около 60 человек.

История этой небольшой улочки, расположенной, как говорят, вблизи от центра, но вдали от суеты, началась в 50-х годах прошлого века, когда в станицу стали приезжать бурильщики на разработку нефтяных скважин.

— Первыми сюда прибыли Маковский и Стасев, за ними — Исаков, Молчанов и другие специалисты, — рассказывают губчане.- С них и началась улица Нефтяников. Они первыми стали строить себе дома на пустыре недалеко от центра станицы.

 

Двухэтажная достопримечательность

Раньше всех остальных подворий, в середине 50-х годов прошлого века, здесь появилось двухэтажное здание, которое стоит в самом начале улицы. Сегодня это восьмиквартирный дом, но изначально его возвели как общежитие для приезжих работников.

— Командировочные были шумными ребятами, поэтому со временем казённые комнаты стали раздавать под квартиры, — вспоминают старожилы. – Тогда этот дом и прилегающая территория стали образцовыми: всё содержалось в идеальном порядке. У каждого жильца был свой огородик и сарай. Кто-то даже поросят держал.

Сегодня людям ничего не нужно – территория у дома заросла бурьяном, подсобные строения разваливаются. Справедливости ради стоит сказать, что сейчас здесь проживает всего-навсего две семьи — Будковых и Благовых, а также Алексей Попов. Недавно умерла Таисия Астащенко. Остальные квартиры пустуют. В подъезд зайти страшно – с потолка сыплется штукатурка, деревянная лестница держится на добром слове.

— По факту дом многоквартирный, а по форме содержания здесь каждый сам за себя, — говорит жительница улицы Ольга Фельзенмайер. — Канализации и водопровода нет. Проведены только газ и свет. Строение разваливается. Никто ничего не делает.

Дом и в самом деле выглядит убого, хотя для станицы это своеобразная достопримечательность – многоквартирных домов в поселении больше нет.
Яркая детская площадка недалеко от двухэтажки – единственный объект, который скрашивает ситуацию.

— Она появилась пять лет назад по инициативе местной администрации, — рассказывает Ирина Редькина. — Здесь играют не только ребятишки с улицы Нефтяников, но и с соседних — Ленина, Весёлой и Мира.

Сама история

Старейшей жительницей улицы Нефтяников сегодня является Любовь Николаевна Молчанова. Она вдова одного из основателей нефтяного промысла в станице — Михаила Абрамовича Молчанова.

— Я живу в Губской с 1947 года, — рассказывает Любовь Николаевна — В 1951 году в станицу приехала бригада бурильщиков из Горячего Ключа, Хадыженска и Нефтегорска, чтобы разрабатывать баракаевское месторождение. А в 1956 году прибыла на работу бригада эксплуатационников во главе с Сергеем Ивановичем Стасевым. Мой будущий муж приехал вместе с ним и стал мастером.

Помню, было воскресенье, прошёл сильный дождь. Мы с девчатами вышли прогуляться к старому клубу. Ребята жили неподалеку в общежитии. Михаил уже дружил с одной девушкой, но когда я его увидела, подумала: «Вот бы мне такого». И он, правда, стал за мной ухаживать… 17 февраля 1957 года мы поженились. А три с половиной года назад мой супруг умер. Он был ударником коммунистического труда, награждён орденом Трудовой Славы. Мы с ним прожили вместе 58 лет, родили троих сыновей. Старший работает главным инженером, младший — водителем. Средний продолжил дело отца: живёт на Севере, работает на буровых начальником аварийной службы. Внук стал геологом, живёт в городе Урай Тюменской области. А вообще у меня шесть внуков и 14 правнуков.

 

Когда-то здесь бурлила нефть… и жизнь 19

Любовь Николаевна Молчанова — старожил улицы Нефтяников. Фото: Наталья Черноволенко

 

В будущем году Любови Николаевне исполнится 80 лет. Большая часть её жизни прошла на улице Нефтяников.

— Я работала поваром в столовой на промысле, — продолжает рассказывать о себе Любовь Молчанова. — 17 лет заведовала общежитием. Наша улица была маленькая, но очень дружная. Она началась с общежития, но постепенно разрасталась: молодые семьи брали наделы земли и строили себе дома. Первыми начали строительство Исаковы, потом мы.

Не только будни, но и праздники проводили вместе. Самым главными для нас, конечно же, был День нефтяника. Его отмечали в первое воскресенье сентября. Брали в колхозе барана и выезжали всей улицей на гаражный пруд.

Также весело мы гуляли и в День Победы, ведь все нефтяники были фронтовиками.

 

Дети своих родителей

— Семьи нефтяников были преимущественно многодетными. Меньше трёх-пяти ребятишек не имелось ни у кого, – рассказывает Ирина Редькина, дочь Семёна Александровича Редькина. – А у нас и у Ткаченко было по 10 и 11 братьев и сестёр. Кстати, с Ольгой Фельзенмайер (бывшей Сереженко) мы вместе выросли, а сейчас живём через стену – соседи в доме на два хозяина.

В семье Редькиных никто не пошёл по стопам отца, но зато все живут дружно и поддерживают друг друга. Две сестры Ирины живут также на улице Нефтяников, одна на соседней улице Пушкина, другая — в Сочи. Один брат уехал в Москву, другой — в Краснодар. Три брата умерли.

Ольга Фельзенмайер живёт на этой улице в общей сложности 30 лет. Её отец не был нефтяником. Дом получила мама Евдокия Васильевна Сереженко во время работы заведующей на колхозной ферме.

Когда Ольга выросла, то сменила место жительства, но пять лет назад вновь перебралась на родную улицу и поселилась на Нефтяников, 8, в квартире 1.

— Когда этот дом выставили на продажу, я сразу захотела его купить, — говорит Ольга. — Во-первых, выросла на этой улице. А во-вторых, здесь отличное спокойное место.

 

Когда-то здесь бурлила нефть… и жизнь 21

Ольга Фельзенмайер внутри двухэтажного дома на улице Нефтяников. Фото: Наталья Черноволенко

Завидовала вся станица

В прошлом веке жители улицы Нефтяников считались своеобразной местной элитой. Им без преувеличения завидовала вся станица. Причин для этого было несколько.
Первая – это газификация. На улицу Нефтяников пришёл газ раньше всех в станице, а вернее сказать, за десяток лет до того, как голубое топливо появилось в домах большинства губчан.

— Разве в 50-е годы мог кто-то рассчитывать на такое?! – говорят жители улицы. – Нам протянули газопровод в 1955 году. И только потом, в 60-е годы, вся станица стала потихоньку проводить газ.

Вторая причина, которая давала повод для зависти, – это магазин, в народе именуемый «Буровым».

— В советские годы о нём легенды ходили, и каждый губчанин считал большой удачей отовариться в магазине, — рассказывает Любовь Редькина. – Кругом царил дефицит, а в этой торговой точке можно было приобрести всё: от колбасы и шоколадных конфет до холодильника, люстры и велосипеда. Обеспечение было очень хорошим, товары привозили прямо из Хадыженска. В первую очередь они, конечно же, предназначались для семей нефтяников, но если что-то задерживалось на полках, то обслуживали и остальных жителей станицы.

Заведовала магазином Лидия Степановна Пономаренко. Её муж Василий Максимович был начальником гаража буровиков. Сейчас их уже нет в живых.

Кстати, сам магазин проработал до середины 90-х годов. Потом перешёл в частные руки, но всё равно в народе считался одним из лучших губских магазинов.

В одном здании с ним располагалась так называемая радиорубка. Радисты держали связь с Хадыженском, Апшеронском и Горячим Ключом.

Когда радиорубки не стало, в этой части здания поселился сын Лидии и Василия Пономаренко с супругой. Они тоже работали в магазине.

 

Когда-то здесь бурлила нефть… и жизнь 23

Сейчас в здании организована жилая квартира. Недавно её купила приезжая многодетная семья.

Третьим поводом для зависти губчан были зарплаты нефтяников. Когда колхозники получали 50-60 рублей в месяц, доход нефтяников составлял 120-150 рублей. Они могли себе позволить жить лучше, дома строить крепче, праздники отмечать шире. Но вместе с тем промысловики оставались простыми и открытыми людьми.

Ольга Фельзенмайер вспоминает:

— Когда я была маленькой, мы жили на окраине станицы, на улице Мира. Дороги были не асфальтированные, разбитые, и мы каждый день в любую погоду шли по ним в школу. Когда нефтяники ехали на работу, то всегда подбирали ребятню и довозили до школы. Бывало, машина набивалась так, что ни развернуться, ни вздохнуть. Но мы всё равно любили с ними ездить. Это было для нас небольшим приключением.

Нынешние жители улицы – это в основном потомки промысловиков (лишь несколько домов занимают приезжие). Например, здесь живут дочь рабочего Елисея Сергеевича Харченко — Елена Огаркова и невестка мастера участка Владимира Борисовича Маковского — Елена Маковская.

— Первая пробуренная скважина дала большой выброс газа, — вспоминает женщина. — Она гудела около недели. Из самой Москвы приезжали специалисты, чтобы её заглушить. Потом стали качать так называемую белую нефть. Это было очень ценное химсырьё.

Сначала на промысле работали приезжие, потом к ним начали присоединяться местные. А с годами сыновья стали сменять своих отцов – пробуренные скважины нужно было обслуживать. И до сих пор в станице есть люди, которые трудятся на нефтедобыче. Конечно, их уже не так много, как было в те годы, ведь за 10 лет большинство скважин законсервировали.

 

Когда-то здесь бурлила нефть… и жизнь 25

Место нефтедобычи в окрестностях станицы Губской. Фото: Наталья Черноволенко

Нефтяники

Чтобы своими глазами увидеть рабочее место людей, благодаря которым в станице появилась отдельная улица, наша группа отправилась за станицу Губскую, на гору. Встретил нас местный житель Сергей Нардид. Он рассказал, что трудится здесь уже 20 лет. Сначала был сварщиком, теперь работает оператором. Вместе с ним тогда работали начальник Николай Варавин, водитель Сергей Чесовской, операторы Геннадий Чистеев и Александр Коломыцев.

Помнят здесь имена и других работников — Василия Леонова, Александра Коцыло, Николая Будкова, Николая Нецветайло и других.

Тогда организация называлась «Хадыженск-Нефть», а сейчас здесь особо охраняемая территория «Краснодарнефтегаза». Всё вокруг обнесено колючей проволокой.

Жители улицы Нефтяников говорят, что в нынешнее время наличие скважин никакого положительного влияния на станицу не оказывает. Они не знают, куда отправляется добытое сырьё, и не чувствуют себя какими-то особенными. За газ платить им дорого, как и всем остальным жителям России. Да и выживать приходится на скромные зарплаты. Единственное, что им удалось сохранить с советских времён, – это оптимизм и умение смотреть в будущее с надеждой. Точно также они воспитывают и своих детишек.

 

 

                                                                                                                                                  Наталья Черноволенко

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены. © 2024 - Сайт Мостовского района