В конце прошлой недели в реках и ручьях села Солёного произошло несколько больших подъёмов воды. Наш корреспондент побывал на месте событий и оценил ситуацию собственными глазами.
В среду, 6 июля, вечером главному редактору позвонила жительница села Солёного.
— Нас здесь топит! Никто нам не помогает! Хоть вы нас не бросайте! – подала она в трубку сигнал SOS.
Мы тут же связались с главой Андрюковского сельского поселения Еленой Кожевниковой.
— Добрый вечер!
— Не такой уж он и добрый… — ответила Елена Викторовна.
— Нам только что жительница Солёного позвонила и сказала, что их топит и помощи ни от кого нет.
— Да вы что?! – удивилась глава. – Мы в Солёном с Алексеем Геннадьевичем Евсеевым (первый замглавы района – прим. автора) уже два дня ночуем!
— А что произошло?
— Паводок. Большая вода прошла.
В том, что по Солёному действительно прошлось какое-то речное цунами, мы убедились, когда на следующий день прибыли туда. Проезжая по селу, смотрели в обе стороны, чтобы вдруг не пропустить место, где река натворила бед. Однако, как оказалось, об этом не стоило и беспокоиться. На главной сельской дороге перед автомобильным мостом через реку Андрюк, что соединяет два конца Солёного, стоит знак «Движение запрещено». Всё, приехали! На мосту — автокран, внизу бурлит грязная река, в ней копается экскаватор. Масштабов разгула водной стихии пока не видно. Они открываются на мосту и впечатляют: в нескольких метрах от противоположного берега мост обрывается, а всё, что было его частью, лежит в реке. Вода, как оказалось, снесла одну из опор.
Вспомнился беспокойный звонок жительницы. Странно, конечно, что солёновцы сетуют, будто власти бросили их на произвол судьбы и помощи ждать неоткуда. Вот, пожалуйста, на краю моста стоит первый заместитель главы района Алексей Евсеев с начальником управления капитального строительства Мариной Барсовкиной. Они наблюдают за действиями экскаватора. В любой момент к ним можно подойти и поинтересоваться, как проходят восстановительные работы, что делается для защиты сельчан от наводнения, а также, если надо, обратиться за помощью. И жители в общем-то так и делают.
— Вчера около меня собралось человек пятьсот, наверное, — рассказывает нам Алексей Геннадьевич. – Я им разъяснял ситуацию, они задавали вопросы.
Евсеев, несмотря на нервное двухдневное дежурство в Солёном, спокоен и уравновешен.
— Нам звонили жители и сказали, что им никто не помогает, — сообщили мы ему.
— Как же?! Мы вот сразу переход соорудили (указывает на бетонную плиту, что соединила мост с берегом – прим. автора). Сейчас экскаватор отводит реку в сторону от пострадавшей части моста, чтобы мы могли начать восстановление. Ситуацию контролируем. В районе горы Хацавита находятся егеря. Они сообщают о любом подъёме реки, и мы знаем, через какое время вновь ждать большой воды.
Две жительницы села, признав в нас представителей СМИ, подошли поделиться своим видением проблемы подтоплений. Во многом они винят тех, кто занимается добычей крупного камня на реке и вывозит его грузовиками. После в ней остаётся только песок и гравий, которые не способны учинить никаких препятствий большой воде. Женщины к тому же считают, что добыча камня ведётся незаконно. В этом мнении они далеко не одиноки. Каждый житель, с которым мы говорили в тот день, посчитал своим долгом негативно высказаться об этом промысле.
А в тот момент камни, но уже для укрепления берегов, подвезли к мосту несколько грузовиков. Сопровождала грузовую колонну на автомобиле глава Андрюковского поселения Елена Кожевникова. Её, как и Алексея Евсеева, найти также нетрудно. Далеко от места происшествия она не отъезжает. Елена Викторовна посоветовала нам отправиться на улицу Лесную и посмотреть, что там натворила вода.
Вообще, судя по рассказам жителей, река Андрюк в эти дни вела себя, как разумное, но подлое существо. Действовала она с особой изощрённостью. Все беды совершала под покровом темноты. Сначала 5 июля, между десятью и одиннадцатью вечера, река снесла опору моста и лишила сообщения две части села. Шум, с которым она это сделала, жители поначалу приняли за работу тракторов. На другой день, и снова поздно вечером, река сотворила то, что от неё вообще не ждали – пришла со второй волной. Никто не припомнит, чтобы вода поднималась дважды. И здесь досталось улице Лесной. То, что мы тут увидели, достойно эпизода в каком-нибудь голливудском фильме-катастрофе. Один из домов просто навис над водой. К счастью, хозяева используют его как дачу, и в тот момент, когда вода смыла землю под ним, их здесь не было.
Вплотную река подошла и к соседнему дому, где живёт со своей семьёй учительница немецкого языка солёновской школы Лариса Засядько. На глазах у её десятилетней дочки вода разворотила забор и унесла сарай. Девочка до сих пор не может прийти в себя. Кстати, сын Засядько был свидетелем сильнейшего наводнения 2002 года. С того момента он боится воды. В некотором шоке мы застали и других жителей улицы Лесной. Мужчины эмоционально рассказывали о том, что произошло. У женщин в это время наворачивались слёзы. Река, по словам жителей, за один присест съела с десяток метров того, что было берегом.
Серьёзно надкусила берега река и вдоль улицы Пушкина. В самом начале улицы мы застали её жителя Валерия Старчукова. Он внимательно наблюдал за бурным Андрюком. Валерий Михайлович живёт здесь уже 31 год. Он с тревогой отмечает, что количество паводков год от года увеличивается. Раньше их было единицы, а теперь только за эти полгода вода поднималась десять раз.
К счастью, пока река ведёт себя более-менее спокойно. На сегодняшний день в Солёном завершены работы по отведению воды от домов, прокопано 50 метров канала. Продолжается восстановление моста. Укрепляются берега, для чего завезена тысяча тонн камня. На безопасное расстояние от реки перенесена линия электропередачи. Работы ведутся с помощью трёх экскаваторов и пяти самосвалов. На месте находятся спасатели, энергетики, полиция, сотрудники администраций района и поселения. Ситуацию контролирует глава района Сергей Ласунов.
Дмитрий Бунтури. Фото автора.