Жители посёлка Энергетиков районного центра давно просили о встрече с редакцией газеты «Предгорье» на его территории. Многочисленные звонки и посещения были с одной просьбой: приезжайте, мы всё покажем на месте. Этот разговор состоялся, и люди рассказали о том, что их не просто тревожит, а возмущает в нынешнем положении дел.
То, что в посёлке Мостовском есть 18 жилых домов, прозванных в народе «берлинами», знают все, как и то, что на балансе они нигде не числятся, но с жителей берут по полной программе взносы на капремонт, начисляют огромные суммы на жилищно-коммунальные услуги. Хотя, вообще-то говоря, за проживание в таких условиях, как в некоторых «берлинах», надо действительно доплачивать – за вредность. Вот и просят многие жители редакцию газеты
«Предгорье» узнать, почему «берлинцы» обделены вниманием властей, с одной стороны, и почему они, с другой стороны, пользуются самым пристальным вниманием коммунальных служб именно в части взимания платы за оказанные или ещё не оказанные услуги.
Окраина центра
Посёлок Энергетиков, где находятся, как считали раньше, временные домики-«берлины», в восьмидесятые годы прошлого столетия мыслился как первый этап строительства будущего
города энергетиков, обеспечивающих работу атомной электростанции. На местном уровне даже придумали для него название в духе индустриальной романтики 20 века – Термоград. Название появилось на свет благодаря множеству источников термальной воды, имеющихся в посёлке Мостовском. Термоград, как и электростанция, так и не родился, а «берлины» и проживающие в них люди остались, причём во многом наедине со своими проблемами. И первая из них – само жильё.
«Берлины», по большому счёту, это времянки, призванные дать возможность строителям и их
семьям перекантоваться до появления рядом с ними или на их месте новых высотных многоэтажек, которые действительно начали возводить, но… всё застопорилось. А времянки стали постоянной крышей над головой для многих жителей.
Сегодня посёлок Энергетиков – компактная и не самая представительная окраина районного центра. Лучше сказать, что его жители чувствуют себя на краю цивилизации.
Золотая у нас вода
— О нас вспоминают только тогда, когда наступают выборы, — сказала одна из жительниц «берлинов». – В иное время хоть бы один депутат сюда заглянул! Мы как будто за сплошной стеной, нас не видят и знать не хотят.
— Коммунальщики делают начисления непонятно за что, — вступает в разговор одна из местных активисток Любовь Бражникова. – В октябре отопление дали только 26-го числа, а начисления сделали 2 600 рублей! Откуда взялась такая огромная сумма? У нас что, в батареи вода с золотом подаётся? Обращение в тепловые сети за разъяснениями не дают никаких результатов. Нас словно не слышат, а лишь утверждают, что всё верно. Но ведь тут и дураку понятно, что такой суммы в октябре быть не должно.
— С какой стати наши временные дома, которые должны быть признаны аварийными и давно
ликвидированными, входят в систему капремонта? – спрашивает Надежда Сангалова. – Интересно, какой капремонт здесь возможен? Ведь с нас берут столько же, сколько и с многоэтажек в центре. Как дело касается постановки на баланс, то дома ничьи, а как брать деньги за капремонт, то их сразу учитывают. Почему такой избирательный подход?
Вопросов у «берлинцев» много. И на все они не могут получить ответ. Например, действительно ли ещё постановление Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», и если да, то до какого срока оно будет в силе? Почему Мостводоканал берёт плату за общедомовые нужды по площади жилья, а не по количеству фактически проживающих или берёт плату за воду с квартиры, в которой пять лет никто не проживает, при наличии заявления о том, что водой никто не пользуется (квартира Сергея
Гридина в восьмом «берлине»)?
— Нам накручивают лишнюю цену на воду, — это жители посёлка Энергетиков про Мостовские теплосети. — Если водоканал берёт за куб воды 39 рублей, то теплосети ставят в квитанциях стоимость компонента за холодную воду 46 рублей, хотя они не имеют права добавлять стоимость, раз не покупают воду у Мостводоканала. Ходили в администрацию, ничего не добились. Нам сказали, что всё правильно. И как же это правильно?
Между тем
За последние годы в посёлке Энергетиков ничего, кроме обустройства сквера, сделано не было, считают жители. Да, были построены дома для детей-сирот, но они стали для «берлинцев» новой головной болью. И теплосетями, и Мостводоканалом при подключении домов к коммунальной инфраструктуре было много чего перерыто-перекопано, да так и брошено в виде ям и канав. Новые дома расположены немного выше всех остальных, поэтому от них вся вода во время дождей стекает к соседним «берлинам» и скапливается в огромных лужах, набирается в подвалах. К подъездам некоторых «берлинов» приходится пробираться чуть ли не вплавь. Управляющая компания, назначенная, к примеру, дому для сирот № 31, привезла песок, да так и оставила на полгода. На этом всё управление и закончилось.
— Двадцать первый век на дворе, а живём как при царе Горохе, — возмущаются жители. – Ничего для посёлка не делается.
Жалуются жители «берлинов» и на «мусорный вопрос». Возле площадки для сбора отходов аршинными буквами написано на стене: «Посторонним свалка мусора запрещена. Штраф 1000 рублей». Между тем жителям неясно, почему проживающие в посёлке Энергетиков должны платить за вывоз мусора, а остальные жители, которые привозят свои отходы сюда мешками, делают это бесплатно.
— Работники администрации объясняют это тем, что, мол, лучше пусть сюда привезут, чем будут выкидывать на берегу речки, в лесополосе или в конце улицы, — сетуют «берлинцы». – Но тогда пусть не берут деньги с нас или уменьшат сумму! Или же пустят по «берлинам» мусоровоз, как в центре, чтобы не складировать мусор в баках.
Имеются претензии жителей и в отношении детской площадки. Обещали сделать за неделю поломанные качели, увезли металл – и с концами. Месяц прошёл, другой, третий, год… Пропали качели. А детская площадка – и не площадка вовсе, а какое-то поле чудес с ямами и рытвинами.
Обитателям «берлинов» обидно за равнодушное, безразличное отношение к ним, а ведь они такие же жители райцентра, так же работают и приносят пользу району. Но почему же от них отмахиваются, как от назойливых мух?
Андрей Логинов. Фото автора.
P. S.