Андрею Васильевичу Рыбалко из станицы Бесленеевской уже далеко за 80 лет. В то время, когда воины нашей 40-й мотострелковой бригады сдерживали натиск фашистских егерей в станице Бесленеевской, он был подростком. Перед Днём Победы он поделился своими воспоминаниями, которые до сих пор не дают ему покоя.
А обеспокоен он тем, что спустя 71 год после великой Победы в его родной станице не восстановлена историческая справедливость. Он хорошо помнит, как в августе 1942 года, обороняя станицу Бесленеевскую от фашистских захватчиков, погибли четверо бойцов 40-й мотострелковой бригады. Это сержант командир отделения Дмитрий Дмитриевич Кириченко и красноармейцы Яков Кондратьевич Рябоконь, Сергей Филиппович Ивлев, Фёдор Андреевич Савченко.
Вот что нам поведал Андрей Васильевич об обороне Бесленеевской.
С середины августа в станице стояло около 40 бойцов 40-й мотострелковой бригады. На границе населённого пункта были выставлены посты на случай внезапного нападения врага. Вооружены красноармейцы были только стрелковым оружием. Бои за станицу начались 26 августа 1942 года. Фашисты бросили все силы для прорыва к перевалу Чёртовы Ворота, чтобы затем выйти к Чёрному морю.
Тишину летнего утра нарушили разрывы фашистских миномётов. Мама, плача, воскликнула: «Ребятки, вставайте! К нам пришла война!». Мы все побежали в подвал у колхоза имени И. В. Сталина. Начался скоротечный бой, который к полудню завершился. Лобовая атака захватчиков захлебнулась в районе моста через ручей Холодный, где двое красноармейцев-пулемётчиков «положили» несколько гитлеровцев. Но немецкие егеря неожиданно ударили со стороны села Шедок. Их сюда привёл через берёзовую рощу предатель из числа местных жителей. Здесь погибли двое советских бойцов, которые стояли на посту на окраине станицы, на улице Чкалова. Фашисты, зайдя в тыл наших пулемётчиков у ручья Холодного, расстреляли их в спину.
Местные жители не дали врагу надругаться над телами красноармейцев и закопали их в своих огородах. Во время оккупации в нашей станице стоял взвод азербайджанцев, присягнувших Гитлеру, но, надо сказать, они не очень сильно зверствовали по отношению к местному населению.
После освобождения Мостовского района от фашистов, в конце февраля 1943 года, станичники торжественно перезахоронили четырёх наших защитников и ещё трёх партизан на территории парка с воинскими почестями. Имена бойцов 40-й мотострелковой бригады были известны, а вот партизаны остались безымянные. Известно только, что двое мужчин и одна женщина.
В 1952 году на месте захоронения советских солдат и партизан был установлен памятник. Организовал это исполняющий обязанности председателя сельского совета нашей станицы Харлампий Терентьевич Ткаченко.
Андрей Васильевич настаивает, и это, конечно, естественно, чтобы не стёрлись в памяти жителей нашего района имена солдат, сложивших свои головы за свободу и независимость нашей Родины.