Количество отходов, которые производят жители Мостовского района, столь велико, что под угрозой само существование курортной зоны.
Давайте просто оглянемся вокруг и послушаем, что часто говорят люди, живущие по соседству, о себе, о мусоре и необходимости платить за него:
— А зачем мне платить и ещё куда-то нести мусор, если я его полностью использую в печке и на огороде?
— Да не буду я заключать какие-то договоры, нет у меня столько мусора, сколько хотят начислять по нормативу. Я лучше в конце огорода складывать буду, земля всё переработает.
— А у меня вообще нет мусора!
— Я сам выбираю, что мне выбрасывать и куда. И не нужно мне ждать неделю мусоровоза, вынесу в контейнер, где многоквартирные дома. Договоры мне не нужны, платить я не собираюсь.
Такие настроения (с разными вариациями на тему) у многих жителей района. Но безотходных производств не бывает, жизнедеятельности организмов без отходов тоже. Мусор – один из атрибутов изнанки цивилизации, только там, где наведён порядок и действительно всё цивилизованно, даже ему находится применение, прежде всего после процесса переработки.А там, где люди ленивы, глупы и эгоистичны, будет всегда грязно.К сожалению, глядя на реки и рощи, обросшие мусорными свалками, о хорошем говорить не приходится. И возникают неудобные вопросы: а люди мы или варвары, если так относимся к своей же родной природе? Неужели надо совсем лишиться чистых рек, лесов и полей, чтобы понять простую истину: сколько бы ни была широка страна наша родная, у природы тоже есть свой запас прочности и своя точка невозврата. И тогда нечего будет ценить и нечем любоваться.
В Европе, которую мы ругаем (и часто есть за что в отношении всяческих социально надуманных перегибов), с природой дружат, а за выброшенный окурок или брошенную бумажку платят такой штраф, что, раскошелившись раз, повторить такое действие не захочется никому.
У нас же в мусорном вопросе всё не как у людей: и раздельный сбор в непонятном состоянии, и региональные операторы собирают мусор в непонятных местах и в непонятном режиме, и свалки не уменьшаются по количеству, а только растут и растут… В крае нет перерабатывающих мощностей, способных «переварить» эти отходы. Стало быть, их захоронят до лучших времён. А как быть с отходами, которые нельзя зарывать в землю, куда их вывозить, кто этим должен заниматься?
По статистике, сейчас на захоронение попадает около 80% мусора. Это очень много. Грамотно устроенный полигон — тоже зло, но зло хотя бы управляемое. На нормальном полигоне дренаж устроен таким образом, чтобы не произошло отравления грунтовых вод. А специалисты должны вести контроль за образованием свалочного газа — смеси, состоящей в основном из ядовитых для человека углекислого газа, метана, сероводорода, водорода и других.
На сортировку сейчас в стране попадает до 54% собранного мусора. Конечно, на самом деле сортируется далеко не всё: металл, стекло, часть макулатуры и пластик с понятной маркировкой. Остальное просто идёт на полигон. А если рядом нет производства, где это можно переработать, то и сортируемый мусор отправляется туда же.
Но и это ещё не всё. Ведь есть тот мусор, который миновал утилизацию и оседает на природе. Пластиковая бутылка, к примеру, будет разлагаться 500 лет, трубочка для напитков – двести.А лежать в лесу или на берегу реки пластик будет не всегда. Рано или поздно его может унести водными потоками при паводках – одним словом, в места пониже. Поэтому становится грязно в дельтах рек, оттуда мусор попадает в моря, а затем в океаны. В Тихом океане уже несколько десятилетий существует Большое мусорное пятно с «населением» в 400 миллионов тонн разных отходов цивилизации. Кроме него, в Мировом океане замечено ещё четыре других мусорных пятна. Если мусор будет накапливаться такими темпами, то к 2050 году его по весу станет больше, чем обитающих в водной толще рыб.
Как мы писали выше, в Мостовском районе с появлением регионального оператора мусорный вопрос обострился. Оператор работу налаживает, но очень медленно. Вопрос сортировки несколько подвис, хотя администрация района по-прежнему предоставляет поселениям по требованию контейнеры, например, для сбора пластиковых бутылок. Крупногабаритный мусор ООО «ЭкоЦентр» вывозит по заявкам на специальных машинах — ломовозах, на утилизации жидких отходов задействована техника мостовского и псебайского водоканалов, а также частные предприниматели.
По имеющейся информации, с начала нынешнего года в муниципалитете ликвидировано около ста больших и малых стихийных свалок. Но, к сожалению, мусор в районе не убывает. Другими словами, степень сознательности (или несознательности) граждан остаётся примерно на одном уровне. Однако это не значит, что в мусорном вопросе нет возможности для активизации усилий и сдвига положения дел в сторону улучшения.
Факт
За год среднестатистический житель России производит примерно полтонны мусора. Это, кстати, не весь мусор, а лишь тот, который собирают мусоровозы и отвозят на свалки. Но ещё больше «плодов цивилизации» валяется в лесах, по берегам рек, в оврагах за сёлами и станицами. В Мостовском районе каждый год рапортуют из поселений о ликвидации нескольких несанкционированных свалок, а на следующий год всё по-новому. Свалки имеют источник постоянной подпитки и растут как на дрожжах, сколько их ни убирай. Правильно говорят: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
В России действуют проекты, которые призваны сохранить окружающую среду. Например, существует нацпроект «Экология», создана компания «Российский экологический оператор» и вообще есть множество самых различных природоохранных организаций. Чтобы развиваться дальше и не утонуть в отходах, нужно решить задачу-минимум: к 2030 году добиться полной сортировки бытовых отходов и сократить объём захоронения вдвое от уровня 2019 года. А для этого ещё развивать перерабатывающие предприятия. Но, как всегда, гладко выходит только на бумаге.
Никита Вагаев. Фото администрации Мостовского района.