На что обратить внимание при подготовке к экзаменам, рассказывают педагоги.
Сергей Бажан, учитель физики школы № 6, руководитель районного методобъединения учителей физики:
— Экзамен по физике претерпел серьёзные изменения. Количество заданий сокращено с 30 до 26. Помимо этого, в спецификаторе и кодификаторе ЕГЭ уменьшилось число проверяемых элементов содержания. Теперь 11-классникам потребуется меньше времени на изучение теории к экзамену. Снизилось и максимальное количество первичных баллов — с 54 до 45. Это существенно повысило удельный вес каждого балла.
Поэтому нужно разобрать все темы и задания. Важная информация находится в кодификаторе, спецификации и демоверсии ЕГЭ. Там есть все детали, которые пригодятся при подготовке. Методические материалы можно посмотреть и скачать на сайте ФИПИ.
Людмила Куршева, учитель математики школы № 7, руководитель РМО учителей математики:
— В этом году в испытание по профильной математике включили задание по геометрии, проверяющее умения определять координаторы точки, вектора и производить операции над векторами. Изменён максимальный первичный балл в экзамене — с 31 до 32.
Основные разделы программы ЕГЭ по математике охватывают спектр математических тем. Среди них можно выделить алгебру и начала математического анализа, геометрию и теорию вероятностей. Также стоит уделить внимание разделам, связанным с применением математики в реальных ситуациях, таким как задачи на тему финансов, экономики и статистики.
Диагностические тесты и пробные экзамены пригодятся для самоопределения уровня знаний и навыков. Рекомендуется решать как типовые задачи, так и творческие задания, чтобы ознакомиться с различными типами заданий ЕГЭ. Самоконтроль и анализ ошибок помогут понять причины неправильных ответов и скорректировать подходы к решению задач.
Инна Рахимова, учитель русского языка и литературы школы № 20, тьютор:
— Большим подспорьем для хорошей подготовки к экзамену является тетрадь — справочник для опорных конспектов, в которую собирается материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, в виде схем, алгоритмов, таблиц, планов, правил. Выпускники должны соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические, пунктуационные. Работая с текстом, нужно определять проблему, авторскую позицию, составлять аргументы. Стоит уделить внимание написанию сочинений, аргументированных высказываний и анализу текстов.
Инна Ососова, учитель истории и обществознания школы № 20, тьютор:
— Главное нововведение – появление вопросов, связанных с СВО и присоединением к России новых регионов. Проверяемое содержание экзамена расширено до событий 2022 года (как по истории России, так и всеобщей истории).
При подготовке к ЕГЭ важно уметь точно воспринимать формулировки заданий. Учащиеся должны твёрдо усвоить три правила: внимательно читать каждое задание и варианты ответа; отвечать только после того, как поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа; выполнять задания в предусмотренном порядке, пропускать трудные задания и возвращаться к ним, если остаётся время.
В истории всегда много дат, имён и событий. Как их запомнить? Можно сделать карточки. Мнемонические приёмы — ещё один способ запомнить данные.
Светлана Михалёва, учитель информатики школы № 2, тьютор, руководитель РМО учителей информатики:
— Нужно разобраться с демо-версией-2024 и КИМами с сайта «Решу ЕГЭ по информатике 2024 г.», пройти тестирование и диагностику, убедиться, какие знания есть, а над какими темами нужно поработать.
На экзамене задания 1, 2, 4-8, 11-15, 19-23 можно решать на бумаге и на компьютере. В них необходимо получить число либо последовательность букв в ответе. Можно написать программу на компьютере или использовать электронные таблицы, а затем записать в ответ получившееся значение.
Чтобы решить задания 3, 9, 10, 18 и 22, нужно знать, какие функции есть у текстовых редакторов и редакторов электронных таблиц, а также теорию по реляционным базам данных. В задании 25 следует создать программу. Задача в том, чтобы написать код и получить ответ.
В заданиях17, 24, 26 и 27 нужно написать программу и считать информацию из файла. Эффективность и способ решения не проверяются. Главное — получить верный численный ответ. В некоторых прототипах заданий 17, 24, 25, 26 и 27 программу можно не писать, если вы знаете, как решить эти задания другим способом.
Елена Никкерова, учитель географии школы № 20, руководитель РМО учителей географии, тьютор:
— В экзаменационной работе теперь исключены задания с топографической картой. Каждый вариант включает в себя 29 заданий, которые различаются по форме и уровням сложности, 21 из них требуют краткого ответа, 8 — развёрнутого.
Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо добиться чёткого понимания основных закономерностей природы, происхождения явлений, умение выстраивать причинно-следственные связи и прогнозирование последствия природных и антропогенных процессов.
Нужно разбирать географические термины с помощью справочной литературы. Названия стран, их столицы, а также субъектов РФ следует выучить наизусть и без труда находить на карте. В этом помогут сайты-тренажёры и мобильные игры.
При работе со статистическими таблицами выделяйте только необходимые показатели. Если хорошо изучите географическую номенклатуру, то сможете представить себе карты мира и России. Обязательно приводите в ответе вычисления, если этого требует условие задания. Обращайте внимание на единицы измерения при выполнении заданий на вычисление и сравнение. В заданиях на определение субъекта РФ или государства по краткому описанию (17 и 18) обязательно находите ключевые слова, которые помогут найти верный ответ.
Наталья Сидорская, учитель биологии школы № 1, тьютор:
— Для подготовки к общей биологии выбирайте учебники А. Теремова и Р. Петросовой. По другим темам используйте пособия по подготовке к ЕГЭ: в них есть все разделы биологии и задания для отработки материала. Закрепляйте каждую изученную тему, задания можно найти на сайте ФИПИ в «Открытом банке заданий ЕГЭ», решайте сборники вариантов ЕГЭ В. Рохлова. На сайте ФИПИ опубликована информация для самостоятельной подготовки к экзамену. В рекомендациях указаны темы, на которые стоит обратить особое внимание. На сайте института развития образования Краснодарского края, в разделе «ГИА», во вкладке «Биология – подготовка к ОГЭ и ЕГЭ», размещены полезные видеоконсультации. Также на сайте ИРО Краснодарского края, в разделе «Телешкола Кубани», есть уроки, посмотрев которые, можно повторить основные темы, включённые в экзамен.
Лариса Гаряева, учитель истории и обществознания школы № 1, руководитель РМО учителей истории и обществознания, тьютор:
— Ознакомьтесь с тeмами из кодификатора. Составьте список тем, которые вызывают наибольшее количество трудностей. Изучите критерии оценивания части 2, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты. Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена. Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части или, наоборот, с первой.
Самым популярным бесплатным сайтом и банком заданий для подготовки к экзамену считается сайт «Решу ЕГЭ». Подобный ресурс открыт и на платформе Яндекса. На сайте ФИПИ размещены актуальные демоверсии ОГЭ и ЕГЭ, спецификации и кодификаторы. Сайт «КонсультантПлюс» – правовой ресурс, где собраны все кодексы РФ. Сервис Рособнадзора публикует всю информацию о порядке проведения и сроках участия в ЕГЭ.
Ольга Кононенко, учитель английского языка школы № 29, тьютор:
— В этом году главные изменения в ЕГЭ по английскому языку охватывают систему оценивания. Также поменялись формулировки в устных и письменных заданиях.
Подготовку к экзамену можно представить в виде пазла из трёх элементов:
— понимание формата экзамена и экзаменационных стратегий;
— сформированность языковых навыков: грамматических, лексических, фонетических;
— сформированность речевых умений: письмо, говорение, чтение, аудирование.
Распределите время. Распишите в ежедневнике, когда и что вам необходимо сделать. Например, в воскресенье следует писать эссе, во вторник заниматься чтением, в четверг — тренировать восприятие английского на слух.
Заниматься нужно ежедневно. Для улучшения знаний понадобится 20-30 минут в день. Возможности сети Интернет могут поспособствовать в практике языка.
Вера Белоус, учитель химии школы №1, руководитель РМО по химии:
— Больше учите то, что «западает», остальное — повторяйте. На экзамене, выполняя задания по неорганической химии, нужно знать, как взаимодействует каждый класс элементов и в какие реакции вступает каждый элемент. У каждого элемента есть свои особенности, которые надо выучить. Записывая реакции, не забывайте уравнивать все элементы. С помощью кислорода можете проверить, верно ли уравняли. Если кислород сошёлся, значит, всё правильно.
В задачах с развёрнутым ответом может быть или один правильный вариант, или несколько. Если видите два способа решения, выбирайте тот, в котором меньше сомневаетесь. Если требуется написать один вариант ответа, а вы видите несколько — пишите вариант, в котором уверены.
В задачах с развёрнутым ответом всегда записывайте «дано». Это поможет успокоиться, упорядочить условие задачи и разобраться, что от вас требуется. Используйте не только знание химии, но и логику.
Подготовила Виола Крапивина.